|
|
N°63, 09 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформа на три буквы
ЖКХ умирает, но не поддается
Сегодня Государственная дума рассмотрит в третьем чтении закон о реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Однако никто не заблуждается и не испытывает надежд, что это даст старт реальной модернизации коммунального сектора. Реальная его реформа отложена, причем по многим причинам, из которых предстоящие выборы -- просто то, что лежит на поверхности.
Первое громкое объявление о реформировании этого монстра было сделано вскоре после выборов 1996 года (вице-премьером Борисом Немцовым), к этому вернулись и после выборов-2000 (вице-премьер Герман Греф). Но кроме ползучего или скачкообразного роста коммунальных тарифов из этой реформы на три буквы не получалось ничего.
Не факт, что все, объявляемое в России объектом реформирования, действительно нуждалось в радикальной «реформе». Хотя у многих чесались руки, но, например, «Газпром» до второй половины 90-х годов, а позднее и МПС, -- это прилично работавшие на общем фоне структуры, которые если и требовали вмешательства, то вовсе не под этим громким названием.
Однако в случае с ЖКХ серьезнейшие преобразования превратились в «императив №1». Мало того что эта сфера всегда пребывала в таком состоянии, с которым могло мириться лишь по жизни благодарное властям советское население. Но теперь и этот коммунальный барак стал в прямом смысле разваливаться. И новые российские власти попали в цейтнот. Нужно брать приступом Эверест, немедленно, вчера, имея в руках ржавый ледоруб, без страховки, без карты, без проводников. По важности эта реформа превосходит и военную, и газовую с электрической, вместе взятые. По сложности с нею может сравниться разве что административная. По социальным рискам она вообще вне конкуренции.
Из чего сегодня можно выбирать? Из текущего вялого «реформонаблюдательства» на фоне продолжающейся эскалации тарифов и предложений в духе Минфина -- «пора изничтожить все эти непомерные коммунальные льготы». Из плана Анатолия Чубайса по созданию (с участием избранного крупного бизнеса) коммунальной корпорации, которая скупает специально отобранные участки ЖКХ и управляет ими с учетом опыта менеджмента РАО «ЕЭС». Из проекта «Яблока», предполагающего массовое участие в ЖКХ на конкурентной основе и при налоговых освобождениях со стороны государства малых предприятий, еще до всяких крупных инвестиций способных предоставить элементарный уровень коммунальных услуг.
Какой путь выберут власти? Рискнут ли они обозначить свои предпочтения еще до выборов? Состоится ли реальная дискуссия вокруг проблем ЖКХ, которая по интенсивности, накалу и подробностям хотя бы приблизится к длительной дискуссии вокруг малопонятных подавляющему большинству деталей реформы электроэнергетики? Сегодняшнее обсуждение в Думе, кажется, не даст ответа ни на один из этих вопросов.
Владимир ЛОЕВЕЦКИЙ