|
|
N°62, 08 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Турция -- важная часть антисаддамовской коалиции»
Поведение Турции, граничащей с Ираком на севере, в эти дни удивило многих. Анкара -- союзник США, но турецкая позиция так и не позволила американцам открыть «северный фронт». Об этом, а также о новых нюансах в отношениях Москвы и Анкары корреспонденту газеты «Время новостей» Александру САМОХОТКИНУ рассказывает посол Турции в России Куртулуш ТАШКЕНТ.
-- Почему Анкара не помогла Вашингтону открыть в Ираке «северный фронт»?
-- После начала войны Анкара и Вашингтон на уровне правительств договорились о проходе вооруженных сил США через Турцию в Северный Ирак. Но по таким вопросам окончательное решение принимает наш парламент -- Великое национальное собрание (ВНС). 1 марта оно отвергло правительственный законопроект. Это нормально для любого демократического государства.
-- Подавляющим большинством голосов в парламенте располагает правящая Партия справедливости и развития. Не сыграло ли свою роль то, что ее лидер Реджеп Эрдоган в прошлом был исламским радикалом?
-- 1 марта Эрдоган еще не был премьером, он стал им только 11 марта. После этого правительство представило парламенту еще один проект, и 20 марта он был одобрен. Правительству Турции парламентарии предоставили право при необходимости ввести войска в Северный Ирак, а США разрешили использовать наше воздушное пространство для полетов в этот регион.
-- Для полетов с военнослужащими или грузами?
-- Для всех полетов. Недавний визит Пауэлла к нам показал, что партнерство со Штатами развивается по намеченному пути. Продукты питания, топливо, медикаменты, некоторые виды оборудования и материалов будут поступать в Ирак через Турцию. Часть будет закупаться в нашей стране.
-- Есть ли турецкие войска в Иракском Курдистане?
-- Начальник генштаба Хильми Озкек действительно сказал, что в Северном Ираке давно присутствует ограниченная группировка. Вопрос стоит так: направит ли Турция туда новые военные силы? Парламент разрешил ввести дополнительные войска для борьбы с террористами из Курдской рабочей партии, защиты наших границ и страны в целом и предотвращения прорыва неконтролируемого потока беженцев в Турцию. Беженцев решено размещать в буферной зоне на подходах к нашей территории, где созданы необходимые условия для проживания.
-- Опасается ли Турция возникновения независимого курдского анклава в Северном Ираке?
-- Образование нового государства на севере Ирака привело бы к расчленению страны. Турция, Россия, все государства региона, включая арабские и Иран, выступают против любого нарушения территориальной целостности Ирака. Турция примет все меры, чтобы не допустить этого.
-- Умеренные курдские организации выступают за автономию в рамках федеративного Ирака.
-- Главное -- обеспечить политическое единство Ирака, то есть сохранение существующих границ и столицы страны в Багдаде. Иракский народ сам определит государственное устройство страны, природные богатства ее будут использованы на благо всех иракцев. Американцы поддерживают нашу позицию. Мы часто сталкиваемся с ложным мнением, что между населением Северного Ирака и турками существует вражда. Между тем создание после войны 1991 года зоны, запретной для полетов иракцев, -- одна из заслуг Турции. Мы оградили арабов, туркмен, ассирийцев и курдов от бед, исходящих от режима Хусейна, и содействовали развитию экономики региона.
-- Что изменилось в отношениях между Россией и Турцией в ходе развития иракского кризиса?
-- Обе страны ратовали за мирное решение иракской проблемы через ООН, а сейчас выступают за скорейшее окончание войны с наименьшими потерями. Во время последнего телефонного разговора премьер Эрдоган и президент Путин еще раз подтвердили параллельность позиций двух государств. Когда 25 июля 2002 года я вручал главе России верительные грамоты, он сказал мне, что наши отношения имеют все предпосылки для перехода на уровень многопланового партнерства.
-- Сама Анкара считает Турцию членом антииракской коалиции?
-- Да, Турция является важной частью антисаддамовской коалиции.
-- Иракский кризис вызвал раскол в Евросоюзе. Стоит ли Турции теперь в него вступать?
-- После окончания войны в Ираке все вернется в норму и в Евросоюзе. Никто не ожидал, что все члены ЕС будут оценивать ситуацию одинаково, но все же такие серьезные разногласия стали для нас неожиданностью.
-- В Турции уже готовятся к приему не склонных осторожничать российских туристов?
-- В 2002 году мы приняли более 950 тыс. россиян, в этом году мы ждем около 1,1 млн туристов из России. Ваши соотечественники привычны к некоторой опасности -- турки, кстати, тоже. Но отдыхать в Турции можно без всякого риска. Туристические районы находятся за 1--2 тыс. км от зоны военных действий. Если россияне даже захотят столкнуться с опасностями, это у них вряд ли получится. Но безопасность туристов из России станет предметом особой заботы турецких блюстителей порядка.
-- Не планируются ли в связи с ситуацией в Ираке дополнительные меры поощрения туризма, снижение стоимости виз?
-- Не планируются. Нигде нет такого льготного визового обеспечения, как в Турции. Вы можете оформить въездную визу прямо в нашем аэропорту и за очень маленькие деньги.
Беседовал Александр САМОХОТКИН