|
|
N°62, 08 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы будем охранять нефтепровод и радарами, и всадниками»
Иракский кризис совпал по времени с началом реализации активной фазы проекта транспортировки нефти Баку--Тбилиси--Джейхан, который должен вступить в эксплуатацию в 2004--2005 годах. На вопросы собкора газеты «Время новостей» в Тбилиси Михаила ВИГНАНСКОГО отвечает заместитель секретаря Совета национальной безопасности Грузии Георгий МЖАВАНАДЗЕ, курирующий этот стратегический проект.
-- Появились сообщения, что война в Ираке может сдвинуть по срокам реализацию проекта Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) или вовсе сделать его ненужным. Насколько это соответствует истине?
-- На сегодня нет признаков торможения. Все идет по плану -- ввозятся трубы, проводятся тендеры для субподрядчиков. Каких-то симптомов или причин для беспокойства из-за войны в Ираке в отношении нефтепровода Баку--Джейхан нет. Что касается того, насколько этот маршрут будет востребованным в будущем, то и здесь ничего не пересматривалось.
-- В сегодняшних условиях такой проект, вероятно, потребует особых гарантий безопасности?
-- Планов сформировать некое единое командование для трех стран, по территории которых пройдет ОЭТ, создать некий стратегический штаб пока нет. По договоренности с компаниями, участвующими в проекте, каждая страна обеспечивает безопасность на своем участке -- то есть для Грузии это 235 км. Мы очень серьезно относимся к своим обязательствам и готовимся обстоятельно. Впрочем, как и Азербайджан и Турция. В Грузии этим занимается специальная служба госохраны. Сейчас идут переговоры по взаимодействию между нею и коллегами в Турции и Азербайджане, расписываются все возможные сценарии.
-- Грузинская сторона проводит консультации по безопасности трубопровода в США с компанией Northrop Grumman. Западная пресса пишет, что будут использоваться американские радары, беспилотные самолеты Global Hawk («Глобальный ястреб»).
-- Техническую помощь американцы и другие страны-партнеры нам действительно готовы оказать. Консультации по вопросам обеспечения безопасности ведутся весьма интенсивно. Идут переговоры по взаимодействию, расписываются аспекты сотрудничества. Но рано говорить о том, будут или нет летать по маршруту ОЭТ «ястребы», и так далее. Все это беспилотные самолеты, радары пока в стадии изучения. Могу сказать, что будут применены самые различные способы и методы обеспечения безопасности транспортировки нефти -- от пешего и конного патрулирования на рельефно сложных участках до самых современных технологий. Этот проект для Грузии стратегически важный, и мы должны уметь его защищать.
-- Возможно ли привлечение к охране ОЭТ подразделений грузинских командос, которых с прошлого года готовят американские военные советники?
-- Речи об этом пока нет. Но не исключены совместные учения соответствующих подразделений трех стран, которые будут задействованы в охране нефтепровода. Скажем так: я бы приветствовал их проведение.
-- Как вы оцениваете уровень интереса российских компаний к ОЭТ?
-- В определенной степени они участвуют в реализации проекта, но это не соответствует масштабам российских компаний. Это колоссальный проект, прибыльный, и места в нем хватит для всех.
-- Но, согласитесь, инвестиционная среда в Грузии сегодня не самая благоприятная. Абхазия, Панкисское ущелье... Как это все сказывается на проекте, не отпугивает ли спонсоров?
-- Никоим образом. Отряд Гелаева из Панкиси, слава богу, ушел, и не думаю, что он вернется. Сейчас проводится операция по окончательной очистке ущелья от криминальных элементов. На недавней встрече в Сочи Шеварднадзе и Путин расставили все точки, и обе стороны сделают все, чтобы границу закрыть надежно.
-- Есть предположения, что часть военного контингента США после вывода из Ирака «задержится» в Грузии.
-- Нет таких предложений. И по аэродромам, чтобы бомбить Ирак, пока просьб не было. Поступят -- рассмотрим.
-- Насколько в связи со стратегическими проектами вы опасаетесь присутствия российских военных баз в Грузии?
-- Для любого независимого государства иностранные базы на его территории -- это всегда определенные неудобства.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ