|
|
N°168, 16 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело о рыбаках и рыбке
Следователи занялись морепродуктами
К беспрецедентному расследованию, затрагивающему высокопоставленных чиновников, губернаторов и рыбопромышленников, приступило российское МВД. В центре внимания сыщиков оказалась одна из самых болезненных проблем -- незаконный вывоз крабов и других морепродуктов, а также выделение квот на их лов. По данным газеты "Время новостей", уголовное дело возбуждено в отношении трех руководителей Госкомрыболовства -- председателя Юрия Синельника, его первого зама Михаила Дементьева и начальника управления рыболовства и организации производства Михаила Куманцова. Чиновникам инкриминируют две уголовные статьи -- злоупотребление полномочиями и воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
Одной из первых тревогу забила Счетная палата. В конце октября в письме Михаилу Касьянову ее председатель Сергей Степашин сообщил, что из-за ситуации с добычей морепродуктов Россия теряет более 500 млн долл. в год. По оценкам других экспертов, потери превышают 1,5 млрд долл. По предварительным подсчетам Счетной палаты, более 70% рыб ценных пород и практически 100% крабов и моллюсков уходят за рубеж по демпинговым ценам. Только в одном южнокорейском городе Пусан ежегодно остается наших рыбопродуктов на сумму почти 600 млн долл.
Оперативники не скрывают, что одной из главных целей скандального расследования является не только привлечение к ответственности проштрафившихся чиновников и предпринимателей, но и изменение системы выдачи квот и добычи морепродуктов. Благодаря действующей системе которой карманы пополняют не только наши и иностранные предприниматели с сомнительной репутацией, но и московские чиновники вместе с некоторыми региональными руководителями.
Сегодня система выдачи квот такова. Ученые определяют общедопустимый улов за год. Сведения передаются Госкомрыболовству, который решает, какие квоты каким регионам достанутся. После утверждения бумаг правительством квоты отдаются руководителям регионов, которые распределяют их по конкретным предприятиям. Как считают спецслужбы, дальше начинаются манипуляции.
Например, фирме Х досталась квота на не самый ходовой вид рыбы. Руководитель предприятия идет к губернатору и просит выдать ему квоту на вылов дорогих крабов, пусть даже минимальную. Губернатор и руководители Госкомрыболовства соглашаются и дают квоту, скажем, на 5 тонн. И тут происходит самое интересное -- выловить столько предприятие может за день, а квота почему-то дается на 7--10 месяцев. А поскольку в море проследить за этой фирмой сложно, она вылавливает не пять и не десять тонн краба, а гораздо больше. И даже если пограничники поймают браконьеров, те тут же предъявляют разрешение на многомесячную ловлю. Получают ли что-нибудь чиновники из Госкомрыболовства и губернаторы, выдающие долгоиграющие разрешения, сейчас выясняют спецслужбы.
Другой вид афер используется фирмами, заранее получившими большие квоты на вылов ценных морепродуктов, часть выручки от продажи которых должна идти на закупку топлива и товара для северных завозов. Чаще всего такие предприятия в конце сезона разводят перед губернатором руками и говорят, что не смогли наловить и половины морепродуктов из выделенных квот. Губернатор прощает рыбаков, и на следующий сезон вместе с Госкомрыболовством вновь выдает им квоты. Насколько все это делается безвозмездно, сейчас тоже устанавливают следователи.
Как отметил наш источник в спецслужбах, руководители Госкомрыболовства «делали с квотами, что хотели, -- резервировали их, непонятно на каких условиях решали, кому их выдавать». В материалах расследования есть, например, такой случай. Одна из региональных компаний заключила с местной администрацией договор на получение платной квоты и перечислила государству установленную сумму. Но Госкомрыболовство без объяснений продержало у себя договор с марта по октябрь (почти весь рыбный сезон). Оплатившие же квоту рыболовы оказались у разбитого корыта.
Сами руководители Госкомрыболовства узнали о возбуждении против них дела только от корреспондента газеты «Время новостей» и отреагировали на эту новость по-разному. Юрий Синельник назвал расследование «чепухой» и заявил, что его ведомство недавно проверяла Генпрокуратура и криминала не обнаружила. Михаил Куманцов признался, что случаи с платными квотами, как тот, что описан ранее, бывают, но вина за подобные нарушения, по его мнению, лежит на региональных руководителях. Кстати, именно квот на лов крабов касалась и недавняя "беседа" Федеральной службы налоговой полиции с губернатором Чукотской области Александром Назаровым.
Александр ШВАРЕВ