|
|
N°61, 07 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«США не прислушались к собственным военным»
Адмирал Жак ЛАНКСАД, бывший начальник генерального штаба французских вооруженных сил, пользуется в Пятой республике популярностью. Кадровый военный, прошедший от простого матроса все ступеньки офицерской карьеры, он не только руководил французским флотом в Индийском океане в дни первого иракского кризиса, но и возглавлял посольства Франции в арабских странах, написал немало книг. С адмиралом встретился собкор газеты «Время новостей» в Париже Петр РОЗВАРИН.
-- Военный теоретик немец Карл фон Клаузевиц утверждал, что война является продолжением политики. Применительно ли это к иракской кампании?
-- По фон Клаузевицу, если дипломаты не достигают консенсуса за столом переговоров, в дело включаются военные. У меня же сложилось впечатление, что в Белом Доме не прислушались ни к дипломатам, ни к военным, а начали войну только с подачи политиков. По планам людей из окружения Буша, правительство Саддама Хусейна должно было пасть в первую же неделю -- после мощного шквала бомбардировок, пасть, как перезревшая груша. Этого не случилось. Американцы не только оказались в роли агрессора, но и начали испытывать трудности чисто стратегического порядка. Складывается впечатление, что им не хватает в Ираке войск, что их линии чересчур растянуты. И вообще, настоящая война только начинается!
-- По какому сценарию будет развиваться штурм Багдада?
-- Тут возможны два варианта. Первый -- экстремальный. Американцы надолго осадят иракскую столицу, будут глушить ее бомбежками и блокадой. Цена такой победы окажется очень дорогой: страшно пострадает гражданское население. Возможен и масштабный штурм, но тогда он из-за уличных боев очень дорого обойдется самим американцам. Поэтому я не исключаю промежуточного варианта. Американцы захватят новые районы города -- с широкими магистралями, с большими домами и комфортабельными отелями -- и блокируют старые кварталы, где гвардейцы Саддама и федаины будут продолжать ожесточенное сопротивление. При этом США демонстративно объявят на весь мир о победе и под шум литавр бросят в Багдаде против остатков армии Саддама Хусейна самих же иракцев. Желающие найдутся: курды, часть шиитов с юга страны, сдавшиеся в плен иракские военные, которым теперь некуда деваться...
-- Что будет, когда война закончится?
-- Вряд ли она закончится даже со свержением Хусейна. Война переродится в партизанские действия, в волну терактов, в интифаду -- "войну камней". Как будет действовать в условиях оккупации иракское сопротивление? В этой стране нет гор Афганистана, лесов Чечни. Возможно, многие регионы Ирака превратятся в некое подобие сектора Газа. Опасность заключается в интернационализации латентного конфликта. Несказанно осложнится обстановка и во всем ближневосточном регионе. Еще больше будет загнан в тупик израильско-палестинский конфликт. Ирак рискует превратиться в огромный полигон мирового экстремизма. Скорее всего в Багдаде американцы оставят мощный гарнизон, а на периферии станут безраздельно властвовать местные царьки. Болезненнее всех ощутят происходящее турки, под боком у которых окажутся курды, вооруженные до зубов коалицией, почувствовавшие свою силу и к тому же претендующие на прибыли с нефтяных скважин Мосула и Киркука.
-- Это только ваше мнение или столь пессимистичны и ваши коллеги среди британцев и американцев?
-- Среди генералов американо-британской коалиции у меня много друзей. С некоторыми из них мы воевали плечом к плечу еще в первую иракскую кампанию. Не скрою: у некоторых из моих коллег, с которыми я, несмотря на разные позиции наших государств по иракскому кризису, продолжаю поддерживать контакты, есть резкое непонимание происходящего. Они не могут объяснить своим солдатам и офицерам, почему они находятся в Ираке, во имя чего рискуют жизнями. Очень важно объяснить солдату, куда его направляют и зачем. Мы, французы, сталкивались с этой проблемой в Боснии и в Руанде. Американцам же вашингтонские пропагандисты внушали, что их ждут в Ираке с распростертыми объятиями как освободителей, а выяснилось, что они -- агрессоры.
-- Может быть, это вина американских разведслужб, неверно информировавших власти?
-- Нет, не так! Насколько нам известно, спецслужбы США весьма сдержанно реагировали на перспективу эскалации военных действий в Ираке. Нет, Белый Дом слишком явно хотел этой войны. У нас во Франции такое было бы невозможно. В Париже столь важные решения, как начало военных действий, принимаются коллегиально. Президент республики собрал бы военный совет в узком составе. Начальник штаба вооруженных сил сделал бы доклад президенту, заслушались бы мнения министров, дипломатов, политиков... Многое в принятии стратегических решений зависит от степени взаимопонимания военных и администрации. В Америке не было настоящего диалога между военным руководством и администрацией Пентагона.
-- Будут ли открыты новые фронты после Ирака?
-- Не знаю. Но исходя из американской логики, появление одного из них очевидно -- в Северной Корее.
Беседовал Петр РОЗВАРИН