|
|
N°168, 16 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия совпала с Малайзией
Владимир Путин вышел в лидеры экономики
Сегодня в 9 утра по Москве -- в 16.00 по местному времени -- «лидеры экономик» стран АТЭС в далеком султанате Бруней огласят совместную декларацию и тем закончат саммит, итоги которого Россия считает своим успехом. «Лидеры экономик» -- это на самом деле главы государств. Точный перевод с английского здесь невозможен. Используемый на форумах АТЭС термин СЕО -- Chief Executile Officer --означает, собственно говоря, не лидера, а исполнительного директора корпорации. При этом он может быть и председателем правления, и главой совета директоров, и президентом. У Билла Клинтона проблемы с названием нет: АТЭС -- форум деловых людей и их правительств, и в такой аудитории термин СЕО применительно к главе экономической сверхдержавы естествен и понятен. Владимир Путин -- тоже несомненный президент, но вот назвать его «директором фирмы» под названием Российская Федерация ни у кого язык не повернется. Остается -- лидер экономики.
Как заявил журналистам министр экономического развития и торговли Герман Греф, «это действо -- во многом политическое». Такая оценка предназначена прежде всего для внутреннего употребления. Безусловно, любое событие с участием глав государств становится политическим, но все политики, включая живущего со своими двумя женами по строгим исламским законам султана Брунея Хассанала Болкиаха Муиззаддина Ваддаулаха, апеллировали именно к бизнесменам, прежде всего своим. Владимир Путин тоже обращался к бизнесменам, но чужим. (Хотя, отвечая на их вопросы, он признал, что большая часть иностранных инвестиций в Россию -- это «возвращение собственного капитала»). Впрочем, на натуральных иностранцев рассказ Путина о его ближайших планах должен был подействовать благоприятно. Либерализация ("Философия нашего подхода заключается в том, что сама либерализация окажет больше пользы, чем защита отдельных секторов экономики"), уменьшение («разбюрокрачивание») государства, создание эффективной судебной власти, чтобы выполнялись законы, и политическая стабильность. Наши бизнесмены, присутствующие на саммите, о планах не спрашивали. Видимо, они о них уже знают.
Политическая составляющая мероприятия России и вправду удалась. На Деловом саммите Владимир Путин выступал вторым, перед Биллом Клинтоном, с докладом «Размышление по проблеме глобализации». Размышления продлились 12 минут, были философичны и беспроигрышны: противникам глобализации президент признался, что она таит много опасностей. Граду и миру сообщил, что глобализация неизбежна. А ищущим, куда вложить капиталы, предложил Россию. Как выразился Герман Греф, «в конце концов это, знаете ли, хорошая реклама».
Выступивший следом Билл Клинтон вместо того чтобы посетовать на угрозы глобализации, сообщил, что «одна из вещей, в которой сошлись на время выборов и вице-президент Гор, и губернатор Буш, -- что США должны продолжать вести мир к более интегрированной глобальной системе». То есть одна сатана. И это вовсе не реклама, а самая что ни на есть правда.
Примечательно, что удалась России и экономическая часть. Своим успехом Москва считает то, что в Декларацию министров стран АТЭС не попала дата начала нового раунда глобальных переговоров по всемирной торговле. России, как пояснил Герман Греф, это было бы невыгодно, поскольку она ведет сейчас тяжелый диалог, стремясь и в ВТО вступить, и уязвимые части рынка при этом защитить. Если же это не будет урегулировано до начала нового раунда переговоров, российская ситуация еще больше осложнится.
Правда, этот успех нам обеспечила Малайзия, именно она возглавила группу стран, недовольных давлением США, которые пытаются максимально ускорить процесс. По этому поводу замминистра иностранных дел России Александр Лосюков сказал: «Есть совпадения, конечно, но не хотелось бы создавать какие-то группировки». Нет сомнений -- это совпадение. Группировки Россия и Малайзия не существует. Москва ведь не Сингапур какой-нибудь.
Дмитрий ВОЛКОВ, Бандар-Сери-Бегаван, Бруней