Время новостей
     N°168, 16 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2000
Нечто секретное
Тайна материалов Эдмонда Поупа остается в зале суда
Мосгорсуд вчера на слушаниях по делу американского гражданина Эдмонда Поупа, обвиняемого в шпионаже, завершил обсуждение вопроса о секретности или несекретности материалов о подводной ракете «Шквал», которые он пытался получить у российских ученых. Как известно, защита настаивает, что г-н Поуп тайн не воровал, а вел обычный бизнес в рамках официального соглашения о сотрудничестве с МГТУ им. Баумана. Свою версию американец и его адвокаты пытались подтвердить мнением ученых -- разработчиков ракеты. Вчера же суд заслушал главных специалистов по «Шквалу» -- профессора ЦАГИ, академика РАН Георгия Логвиновича и профессора МГТУ им. Баумана Юрия Фадеева, руководившие научными разработками при создании этого оружия. Очевидно, именно их мнение будет в конечном итоге для суда определяющим, поскольку первый является председателем комиссии по определению секретности сведений, полученных г-ном Поупом материалов, а второй -- ее экспертом.

После окончания заседания выяснилось, что оба эксперта признали большинство переданных г-ну Поупу от профессора Анатолия Бабкина материалов, содержащими гостайну. Правда, адвокат американца Павел Астахов не стал огорчаться по этому поводу и заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что и этот раунд за ним и его подзащитным. По словам адвоката, утверждения Логвиновича и Фадеева выглядят абсурдно хотя бы потому, что они признали секретными абсолютно все сведения о ракете «Шквал», в том числе и опубликованные в открытых источниках. Что и как оба ученых говорили на самом деле, сказать сложно, поскольку процесс закрытый, однако в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» г-н Логвинович не был так категоричен и заявил, что на сегодняшний день в самой ракете секретными остаются лишь некоторые агрегаты и характеристики (именно ими и интересовался Поуп). Часть же деталей уже несколько лет действительно предлагалась на экспорт по официальным каналам.

В результате мотивы окончательного решения суда, каково бы оно ни было, останутся неизвестными широкой публике, поскольку из-за режима секретности не разглашаются конкретные материалы, полученные г-ном Поупом. А значит, остается тайной и сам предмет дискуссии.

"Главное -- найти композицию"

Академик РАН Георгий Логвинович:

-- Научным руководителем по ракете «Шквал» я был утвержден еще в 1960 году постановлением ЦК и Совмина. Непосредственно вся ракета разрабатывалась в государственном научно-производственном предприятии «Регион», и я могу сказать, что это уникальная разработка. Интересно, что нечто подобное пытались сделать итальянцы, французы, американцы, а года за 4--5 до окончания ракеты Пентагон собрал специальную научную конференцию по проблеме движения под водой с большими скоростями, которая пришла к выводу, что сделать это нельзя, что это какой-то блеф СССР.

Теперь относительно секретов. Просчитать реакцию металлов с водой не проблема. Все формулы можно найти в технической литературе. Это я рассказываю и своим студентам. Но просчитать мало. Важно композицию сделать, чтоб она устойчиво горела, не разрушалась, выдерживала перегрузки, короче, отвечала бы всем требованиям. Здесь и начинаются секреты. В процессе разработки мы столкнулись с огромным количеством совершенно новых физических эффектов, которые Поупу и сниться не могли. Ему же предлагалось взаимодействие с «Регионом» по продаже того, что в ракете было рассекречено -- к примеру, корпус. Но на топливо никто никаких разрешений не давал, и топливо -- специальные шашки, остались секретными, о чем в постановлении, подписанном Ельциным несколько лет назад, было прямо сказано. Поупа же интересовали в первую очередь секретные материалы -- о двигателях, газогенераторах, данные экспериментальных исследований, физические свойства топливных шашек.

Что касается Бабкина, то я с ним практически незнаком. До него руководителем этого направления в МГТУ был Вадим Кудрявцев. Его я хорошо знал. Он участвовал в совещаниях, вел все закрытые работы. После его смерти пришел Бабкин. Того я видел один раз на совещании. Поупа же я тоже видел один раз и то издали. Позже я слышал от Шахиджанова (гендиректор ГНПП "Регион". -- Ред.), что на переговорах, которые с "Регионом" вели американцы, последние продемонстировали низкий уровень понимания этой проблемы, и Шахиджанов их отправил в МАИ знакомиться с ситуацией.

Виктор ПАУКОВ