В понедельник начинается очередной, уже третий в этом году, раунд переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). Этот раунд имеет несколько большее значение для переговорного процесса, чем предыдущие. Если ранее стороны обсуждали отдельные части доклада рабочей группы, то по итогам этой встречи стороны должны выйти на окончательный вариант для третьего чтения, запланированного на май. Помимо заседаний рабочей группы пройдут двусторонние переговоры с 15 странами по доступу иностранных компаний на российский рынок товаров, и с 10 странами -- по доступу на рынок услуг. Отдельным пунктом в плане переговорщиков стоят многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства. Этот вопрос, наряду с тарифами на энергоносители и защитой отдельных секторов экономики, является наиболее болезненным.
Несмотря на столь напряженный график, предстоящие переговоры носят скорее формальный характер. Уже сейчас понятно, что третье чтение доклада окончательным не станет. России пока не удается заручиться поддержкой ни одного влиятельного члена ВТО. Евросоюз, как заявил недавно глава представительства Еврокомиссии в России Ричард Райт,
не намерен отказываться от своих требований по унификации цен на энергоносители. Россия же, по его словам, выполнить данное требование в этом году не в состоянии, а с существующими энерготарифами дверь в ВТО для России закрыта. Появляющиеся время от времени слухи о возможном обмене требования о выравнивании цен, скажем, на полное открытие страхового рынка для иностранных компаний яростно опровергаются российскими переговорщиками.
На помощь из-за океана рассчитывать также не приходится. Отношения с США осложнились из-за Ирака. Впрочем, и раньше в торговых делах американцы не признавали россиян равноправными партнерами. Достаточно вспомнить, что конгресс США не ленится ежегодно продлевать действие дискриминационной поправки Джексона--Вэника.
Правда, глава российских переговорщиков замминистра экономического развития Максим Медведков по-прежнему демонстрирует оптимизм и спокойствие. Он рассчитывает, что на основе трех версий доклада удастся выйти на его окончательное обсуждение, и переговоры, таким образом, перейдут в новую стадию.