Время новостей
     N°60, 04 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.04.2003
Искусствовидец
В Союзе театральных деятелей открывается выставка Виктора Баженова
Постоянные читатели нашей газеты могли заметить: если театральную рецензию на полосе «Культура» читать нет времени, смотришь картинку. А картинка настолько затейлива, что сам не заметишь, как и рецензию читать начнешь. И не пожалеешь. Большинство публикуемых в газете «театральных картинок» принадлежит Виктору Баженову, знаменитому фотографу, призеру «Интерпресс-фото», открывшему в эти дни персональную выставку в залах Союза театральных деятелей России на Страстном бульваре.

Виктор Баженов по образованию искусствовед. Как и автор этих строк, закончил Московский государственный университет (кафедра истории искусства исторического факультета).

Выпускники нашего отделения всегда с презрением относились к той квалификации, что присваивалась нам в дипломе решением Государственной экзаменационной комиссии: «искусствовед». Что это за бред? Как искусством можно ведать? Что мы, канцеляристы или бухгалтеры что ли? Петербургский профессор Сергей Даниэль назвал свою замечательную книгу о способностях зрительного восприятия «Искусство видеть». Так вот, российский театр последних десятилетий своим негласным решением присвоил Виктору Баженову квалификацию «искусствовидца».

Рассказывать о том, как театральные мизансцены режиссируются взглядом фотографа, совершенно бессмысленно. Это все равно что пересказывать на словах и пальцах любимый Баженовым «Гамлет» Някрошюса. Получится, как в том «Ералаше»: «Бедный Юрик, бедный Юрик. -- А кто этот Юрик? -- Не знаю, мужик какой-то...» Как рождается искусство видеть -- никто не ведает. И слава богу. Отметим только, что в портретах любимых людей театра (Петра Фоменко, Константина Райкина, Юрия Любимова, Льва Додина, того же Эймунтаса Някрошюса) Баженов следует творческому кредо Ореста Кипренского: «удержать лучшее лица». Подсматривать, разоблачать слабости -- это низко. Это не для него.

На выставке в СТД будут, в пандан открывшейся на днях «Золотой маске», представлены лучшие, на взгляд художника, спектакли последних лет. В планах Баженова сделать большую ретроспективу, где главным героем окажется время: три возраста Любимова (до отъезда из России, 80-летие и недавний 85-летний юбилей), два возраста Додина, Табаков-Сальери в начале 80-х и в конце 90-х... Предлагаемая экспозиция -- эскиз будущей фотоэпопеи. Те, кто по разным причинам не попадет на выставку, не отчаивайтесь. Зайдите на сайт www.theatre.ru и щелкните там по фамилии Баженов. Электронная версия к вашим услугам.

Сергей ХАЧАТУРОВ