|
|
N°60, 04 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черные дни «Кристалла»
Столичные бутлеггеры нашли рецепт элитной «левой» водки
Крупную подпольную сеть, более года снабжавшую самые известные столичные рестораны и супермаркеты поддельными спиртными напитками элитного класса, раскрыли сотрудники ОБЭП УВД Юго-Восточного округа Москвы. Занятно, что мошенники действовали не традиционным способом, выдавая за дорогую водку бурду из некачественного спирта и водопроводной воды, а настоящую водку, но низкого класса. Основной жертвой дельцов стал столичный завод «Кристалл», покушаться на который нелегалы до сих пор обычно не решались. Подделывались только самые дорогие водки -- бутылки с черной этикеткой, «Кристалл Столичная», «Кристалл оригинальная», «Кристалл Московский». Погорели они, кстати, не из-за жалоб на качество, а из-за собственной демпинговой политики.
По словам замначальника оперативно-розыскной части ОБЭП ЮВАО Владимира Шапошникова, в конце прошлого года оперативники получили информацию о том, что на столичном водочном рынке появился новый активный игрок, который предлагает оптовые партии «черного» «Кристалла». Внимание он привлек тем, что предлагал водку на реализацию дешевле, чем официальные дилеры завода. Разница в стоимости одной бутылки, учитывая ее официальную цену -- от 130 до 300 рублей, была небольшой, всего 3--4 рубля. Однако эксперты самого завода однозначно заявили, что такого не может быть в принципе.
В ходе расследования сыщики выяснили, что загадочный поставщик элитной водки умудрился наладить прямые поставки в 220 столичных предприятий. В их число попали самые известные рестораны и магазины. Руководители последних при этом полагали, что имеют дело с официальным дилером «Кристалла». Поставки оформлялись согласно всем требованиям -- заключались договоры, прилагались все сопроводительные документы и т.д. Проведенная же экспертиза показала: хоть такая водка и соответствует ГОСТу, но имеет не «московское» происхождение. Однако выйти на мошенников сразу не удалось -- фирмы, от имени которых действовали поставщики («Синокрес», «Санвика», «Будрук»), оказались зарегистрированы на паспорта либо утерянные, либо алкоголиков, а оставленные покупателям телефоны -- мобильными. При этом мошенники всегда доставляли товар только на своих грузовиках, и откуда водку возили -- никто не знал.
Поэтому оперативники решили мошенников не искать, а попытаться выманить. Для этого они арендовали небольшой офис, и несколько сотрудников ОБЭП стали изображать из себя крупных водочных оптовиков. Милиционеры дали рекламу и стали рассказывать всем, что готовы покупать «кристалловскую» водку чуть ли не составами -- мол, они нашли хороший рынок сбыта где-то в Сибири. И вскоре в офис действительно позвонил некий менеджер от фирмы «Будрук», предложивший в неограниченном количестве дешевый «черный» «Кристалл». Но заключить сделку загадочные продавцы согласились лишь через две недели, после того как тщательно проверили -- сами и через других водочных посредников -- милицейскую лже-фирму. Как только оперативники задокументировали приемку фальшивой водки, несколько опергрупп одновременно пошли на штурм базы бутлеггеров. К этому времени сыщики уже знали, что располагалась она в неприметном административном здании в подмосковных Мытищах с вывеской «Автомойка».
В здании были найдены емкости с запасами водки, около 2,5 тыс. уже готовых бутылок «Кристалла», упакованных в «кристалловские» же коробки, оборудование для закатки пробок, коробки с этикетками и акцизными марками, поддельные документы и печати разных фирм и самого «Кристалла», накладные и сертификаты на алкогольную продукцию и т.д. Как оказалось, принадлежало здание совершенно легальной фирме «Дата-С», трое владельцев которой -- приезжие из Чечни -- и организовали подпольную сеть. Как установили сыщики, чеченцы официально наняли с десяток девушек-менеджеров, которые, не зная подоплеки бизнеса, обзванивали магазины и рестораны, предлагая водку. Делали ее в подсобках мойки самым простым способом: переливали в «кристалловские» бутылки дешевую водку, закупленную на провинциальных заводах по цене 40--50 руб. за бутылку. Занималась этим целая бригада родственников бизнесменов, которых они «выписали» из родных сел. Сами бутылки, этикетки и коробки чеченцы заказывали на провинциальных заводах и типографиях. Примечательно, что, поскольку бутлеггеры не подделывали водку в прямом смысле, а лишь подменяли ее, обманывая покупателей, следователи расценили это как мошенничество (обычно водочные «нелегалы» отделываются более мягкой статьей о незаконном предпринимательстве).
Ярослав ЗОРИН, Алексей ГРИШИН