Время новостей
     N°60, 04 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.04.2003
Как сыр в масле
Будет кататься отечественный товаропроизводитель
Едва начали действовать квоты на импортную свинину, говядину и птицу, введенные с 1 апреля, как российское правительство решило двигаться дальше по списку потребительской корзины. Вчера первый замминистра сельского хозяйства Сергей Данкверт заявил о намерении ввести квоты на ввоз в Россию масла и сыра. Российский животноводческий союз направил свои предложения в правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле. Позицию Росживотноводсоюза поддерживают и большинство отечественных производителей, а также главы тридцати российских регионов, не говоря уже о Министерстве сельского хозяйства, которое курирует этот союз.

По словам г-на Данкверта, за последние годы резко вырос импорт субсидируемого масла и сыра, что сказывается на положении отечественных маслобоен и сыроварен. Импорт сливочного масла, по его данным, вырос с 74 тыс. тонн в 2000 году до 120,3 тыс. тонн в 2002 году. Импорт сыра за этот же период увеличился с 52 тыс. до 135 тыс. тонн. При этом только за зимние месяцы этого года импорт масла увеличился почти вдвое из-за отмены на него пятипроцентной спецпошлины.

Аргументы правительства в пользу квотирования хорошо известны, аналогичные выдвигались при введении квот на мясо. Импортная продукция субсидируется государством, поэтому ее отпускная цена в разы ниже, чем себестоимость отечественной. По данным Минсельхоза, российские производители масла загружены лишь на 24%, а сыра -- на 55%. Росживотноводсоюз пришел к выводу, что дальнейшему развитию отечественной промышленности мешает демпинговая импортная продукция. Однако представители зарубежных компаний иначе относятся к этому вопросу. «По статистике именно в категории «сливочное масло» превалируют импортные продукты, поскольку пока российское сырье для молочных продуктов вырабатывается в недостаточном количестве и его качество также оставляет желать лучшего, -- говорит Елена Смирнова, начальник отдела маркетинга ЗАО "Валио Ст.Петербург". -- Поэтому, если данное лоббирование будет успешным, пострадают потребители импортных продуктов. Здесь необходимо учесть, что рынок поделен между отечественными и импортными производителями, это четкие референтные группы потребителей, которые нельзя смешивать. Всем хватит места на рынке, и российские производители должны не квоты лоббировать через Росживотноводсоюз, а качество и производительность повышать».

Отнюдь не все российские организации приветствуют ограничение импортной продукции. К примеру, Владимир Лабинов, исполнительный директор Молочного союза России, считает эту меру совершенно неэффективной. «У нас на рынке сегодня терминология масла применяется не очень корректно, -- считает он. -- Продукты, называемые словом «масло», на самом деле не всегда являются сливочным маслом. Вся статистика по производству масла, по продажам, по импорту некорректна. Поэтому, чтобы применять какие-то меры по защите сливочного масла, надо было бы сначала разобраться, а что во всей этой куче является сливочным маслом, а что нет. У нас поставщиками настоящего сливочного масла являются в основном Германия и Новая Зеландия. И это сливочное масло используется главным образом не для непосредственного употребления, а во вторичной переработке, например в кондитерской и хлебопекарной промышленности и т.д. Поэтому любое повышение цены на входе приведет к автоматическому повышению цены всех готовых продуктов. Цена непосредственно сливочного масла тоже увеличится, и народ уйдет в сегмент других, более дешевых продуктов, которые тоже именуются маслом, и поэтому производители сливочного масла ничего на этой теме опять не выиграют».

Страны-экспортеры, конечно, используют все возможности, чтобы заставить российское правительство отказаться от ограничения импорта сельхозпродукции. Правда, практика показывает, что к взаимовыгодным соглашениям иностранные государства не готовы. В течение зимы представители Евросоюза, которым в первую очередь невыгодно введение квот на говядину и свинину, пытались повлиять на Россию, однако успеха не достигли. Дело в том, что еврочиновники не были готовы предоставить ответные преференции российским аграриям. К многочисленным просьбам российской стороны дать ей персональную квоту на ввоз пшеницы среднего и низкого качества в Евросоюзе не прислушались.

Вера СИТНИНА, Екатерина САШЕНКО