|
|
N°60, 04 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сохранит ли Россия свои позиции в Ираке?
Недостатка в самых пугающих прогнозах и сценариях, порожденных иракским кризисом, нет. Но чем же все-таки грозит России продолжение войны?
Война -- и краткосрочная, и долгосрочная -- связана для нас с негативными последствиями. Резко критическое отношение российской дипломатии к военной операции США не может не сказаться негативно на взаимоотношениях Москвы и Вашингтона. Правда, в какой-то степени это компенсируется поддержкой, которую оказывают России в международном плане многие государства Европы и общественное мнение мусульманского мира.
Тем не менее Россия располагает весомыми аргументами для сохранения многих позиций в Ираке, да и вообще на международной арене.
Да, в случае своей «победы» американцы попытаются вытеснить нас с нефтегазового рынка, переписав контракты. Однако возможен и другой вариант -- объявление новых тендеров. Здесь многое будет зависеть от конкурентоспособности и умения наших компаний. Можно даже предположить, что новое правительство Ирака подтвердит пусть не все, но многие из обязательств бывшего режима, не желая сразу же идти на конфликт с такой державой, как Россия.
Не исключено также, что и США, хотя всячески и демонстрируют стремление действовать в одиночку, на этапе переустройства и восстановления Ирака будут вынуждены искать поддержки тех, кто уже имеет опыт работы в регионе и хорошо знаком с его экономической и политической спецификой. В этом плане Россия имеет особенно существенные заделы. Российские компании многие годы успешно работают в Ираке в таких областях, как электроэнергетика, гидростроительство, сельское хозяйство, а это миллиарды долларов. Эти направления должны остаться за Россией, сохранить ее позиции и интересы в Ираке.
Кроме того, точку в вопросе разоружения Ирака и отмене международных санкций должен поставить Совбез ООН, на основе резолюций которого и формально все еще действуют эти санкции. Обойти этот механизм США вряд ли посмеют, несмотря на все их «обиды» и попытки игнорировать ООН. Объединенные нации должны участвовать в процессах политического обустройства Ирака, а возможно, и в поддержании безопасности, мира и порядка в стране.
Пока же пауза в российско-иракском сотрудничестве мало сказывается на российском бюджете. Стоит объяснить, что большая часть подписанных в нефтяной области российско-иракских контрактов была оформлена вне рамок операции «Нефть в обмен на продовольствие», подпадала под режим санкций и потому так и не была реализована. Следовательно, прибыли в госказну эти контракты и не давали.
Да, раньше в Ираке россиянам было проще работать. В условиях политической и экономической блокады, сурового режима санкций именно российским организациям и компаниям иракцы давали зеленый свет. Выгодные контракты заключались на безальтернативной, внеконкурсной основе, прежде всего -- в важнейшей нефтегазовой отрасли. Россияне имели львиную долю квот на экспорт иракской нефти в рамках операции ООН «Нефть в обмен на продовольствие». В Ирак поставлялись товары и оборудование, многие из которых тяжело шли в другие страны.
Такой исключительный режим наибольшего благоприятствования объяснялся в первую очередь политическими соображениями иракского руководства. Оно возлагало особые надежды на роль России в снятии с Ирака международных санкций и поддержке его на мировой арене. Политический фактор обеспечил доходность нашим организациям и компаниям в Ираке, но он же предопределил конъюнктурность, временность такой ситуации. Возможная смена режима в Ираке обернется резким сокращением торгово-экономических и политических связей России с этой страной. Но все-таки мы там останемся, только для этого нашим бизнесменам придется поработать.
Виктор ГОГИТИДЗЕ, чрезвычайный и полномочный посол, кандидат исторических наук, бывший посол России в Сирии