|
|
N°60, 04 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пивной эффект
«Красноярское» двоится на глазах
Несколько дней тому назад во всех магазинах Красноярска появилась новая марка недорогого пива с весьма патриотичным названием -- «Красноярское». На этикетке два символа города: Большой коммунальный мост (его можно посмотреть на 10-рублевой купюре) и самое высокое здание города -- недостроенный КАТЭКНИИуголь. Единственная нарушающая идиллию деталь -- пиво разлито в Самаре, а изготовлено знаменитой компанией «Балтика». Как утверждают источники газеты «Время новостей», это не единственный региональный проект питерских пивоваров. Возможно, в ближайшее время в других сибирских городах появится пиво «Иркутское» или «Новосибирское».
Красноярские пивовары восприняли случившееся как личное оскорбление. С точки зрения закона позиция «Балтики» безупречна. Географические названия в России не патентуются, а АО «Пикра» (в далеком прошлом Красноярский пивзавод) нигде не заявляло о намерении выпустить пиво «Красноярское». Тем не менее красноярцы считают, что питерцы нарушили негласный кодекс российских пивоваров.
Даниил Бриман, исполнительный директор «Пикры», утверждает, что «Балтика» пустила в ход запрещенные приемы из-за катастрофического снижения объемов реализации питерского пива в Красноярском крае. По его данным, продукция северной компании сейчас занимает всего лишь 8% рынка в этом регионе, что является двукратным снижением. Между тем «Пикра» стабильно держит 50% рынка. В прошлом году объем реализации всей продукции Красноярского пивзавода (включая газированные и слабоалкогольные напитки) составил 789,9 млн рублей.
Особую пикантность этой ситуации придает тот факт, что крупными акционерами (фактически хозяевами) и «Балтики», и «Пикры» является шведский концерн Baltic Beverаge Holding AB. Однако зарубежные партнеры решили не вмешиваться в этот конфликт, предоставив российским пивоварам возможность самостоятельно урегулировать свои проблемы.
Впрочем, ответ на нестандартный маркетинговый ход «Балтики» был молниеносным и «адекватным». «Пикра» выпустила в продажу новый сорт пива под названием «Красноярское настоящее». На этикетке, выполненной той же краской, но в более темных тонах, еще один символ Красноярска -- старинная часовня (ее тоже можно посмотреть на «десятке»). Пиво стоит столько же, сколько и питерское. Хотя, по словам Даниила Бримана, себестоимость «Красноярского настоящего» выше, престиж -- дороже. Изначально новое пиво предполагалось представить красноярцам летом, в канун очередного Дня города. Это давняя устоявшаяся традиция -- местные пивовары делают это уже несколько лет подряд. Но после «выходки» «Балтики» пришлось поторопиться.
На «Балтике» крайне скупо комментируют сложившуюся ситуацию. По словам представителя пресс-службы питерской компании, они готовы передать «Пикре» все права на выпуск пива «Красноярское», но «при соблюдении некоторых экономических и логистических условий». Такая удивительная сдержанность питерцев дала повод некоторым местным экспертам предположить, что на самом деле никакого конфликта не было. Просто две компании, входящие в состав одного и того же холдинга, провернули неплохую акцию по продвижению нового сорта пива на местном рынке. Красноярским пивоварам приходится конкурировать с десятками (если не сотней) российских и зарубежных компаний, представляющих сопоставимую по качеству продукцию. Поэтому менеджеры «Пикры» придумывают новые нестандартные ходы для продвижения своей продукции.
Александр КЛИМОВИЧ, Красноярск