|
|
N°60, 04 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Джихад Святой Руси
Верховный муфтий России объявил священную войну США
Глава Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджутдин второй раз за неделю стал «ньюсмейкером» государственного масштаба. В понедельник он заявил, что отныне в названии возглавляемого им духовного управления «Россия» заменяется на «Святую Русь». В четверг за этим последовало объявление джихада США и Великобритании. За всю свою историю российские мусульмане, лояльные Москве, объявляют джихад во второй раз (в 1941 году мусульманские лидеры в СССР объявили джихад Гитлеру).
Впрочем, к открытым военным действиям Таджутдин не призывал. По его словам, у мусульман России есть другие способы вести джихад против США. В частности, он предлагает «образовать фонд из пожертвований, и на эти деньги ... закупать оружие для борьбы против Америки и продовольствие для народа Ирака». Так что на войну российские мусульмане пока не собираются. Точнее, собираются, но совсем маленькими группами. Например, вчера на митинге в поддержку Ирака в Ботлихском районе Дагестана около ста человек изъявили готовность отправиться защищать Саддама. Однако едва ли они были воодушевлены призывом именно Таджутдина.
53-летний муфтий Талгат Таджутдин хоть и фигурирует часто как «главный мусульманин» России, но на самом деле имеет влияние лишь на треть российских приверженцев пророка Мохаммеда. Значительная часть последователей ислама в России находится под властью духовных управлений, альтернативных «таджутдиновскому». Даже в Уфе, где базируется Таджутдин и где он и призвал к джихаду на митинге, около половины мусульман признают другого муфтия, близкого к главе Духовного управления мусульман европейской России Равилю Гайнутдину. Бывший некогда личным секретарем Таджутдина, Гайнутдин стал в середине 90-х его основным конкурентом. Вот и вчера Равиль Гайнутдин, отозвался «контрзаявлением», призвав мусульман России сохранять миролюбие и ни с кем не воевать. Ситуация, к слову, нетипичная: Гайнутдин известен как приверженец более жесткой исламской линии в политике, чем его оппонент .
Впрочем, на Северном Кавказе, где в силу известных обстоятельств новейшей истории идея джихада наиболее понятна верующим, не имеют твердых позиций ни Гайнутдин, ни Таджутдин. Координационный совет мусульман Северного Кавказа соблюдает нейтралитет и в конфликте «всероссийских» исламских лидеров, и в иракском конфликте. Хотя именно на Северном Кавказе есть действительно подготовленные бойцы, имеющие опыт войны против регулярной армии. Но особого энтузиазма в связи с событиями на Ближнем Востоке там пока не заметно. Чеченцы с интересом смотрят новости, в которых Багдад и Басра превращаются в подобие Грозного, и сдержанно критикуют союзников за неумелое ведение боевых действий. Кстати, глава Чечни Ахмат Кадыров, в свое время призывавший Чечню к джихаду против России, считает призыв г-на Таджутдина саморекламой. «Мусульмане России против войны США в Ираке, - сказал он. - Но мы должны выражать сочувствие нашим братьям-мусульманам другим образом».
Но не только бывшие и нынешние коллеги Талгата Таджутдина обратили внимание на опрометчивость призывов к джихаду. Одним из первых на его слова отреагировал Минюст РФ. «Если речь идет об оказании моральной и материальной помощи братьям по вере, то ничего предосудительного тут нет, - заявил руководитель департамента законодательства госбезопасности Минюста Сергей Никулин. - Но если будут предприняты попытки вербовки наемников, покупки оружия и переправки его в Ирак, то данные действия подпадают под уголовное законодательство». В отличие от чиновников Минюста, сотрудники Генпрокуратуры сразу заинтересовались, соответствует ли поведение муфтия российскому законодательству - вчера в связи с заявлением главы Исламского центрального духовного управления мусульман Святой Руси они начали специальную проверку.
Правда, служителям Фемиды придется учесть, что Талгат Таджутдин известен близостью к властям. К примеру, даже в тех федеральных округах, где у него почти нет приверженцев, его с неизменной теплотой принимают полпреды. Однако в данном случае муфтий мог и не угадать настроений Кремля. Вчера, во время встречи с доктором Леонидом Рошалем, Владимир Путин счел необходимым заявить, что «отчасти понимает и разделяет эмоции» некоторых людей по поводу событий в Ираке, однако «эмоции - плохой советчик при принятии решений».
Константин КАЗЕНИН, Иван СУХОВ