|
|
N°59, 03 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вот такой ширины
В Москве открылся кинотеатр IMAX
Киноформат IMAX (аббревиатура расшифровывается как Image MAXimum -- «максимальный размер изображения»), этот Годзилла в затерянном мире визуальных развлечений, где отныне главное значение имеет именно размер, размеренным исполинским шагом добрался до Москвы. Впервые крупноформатные картины вызвали интерес еще в конце шестидесятых в Монреале, первый IMAX-фильм был явлен свету в Японии (на родине Годзиллы), а первая «Киносфера», специально созданная для демонстрации фильмов-великанов, открылась в Торонто в 1971 году. На сегодня же специализированных кинотеатров такого рода в мире около двух с половиной сотен в трех десятках стран.
Главное отличие IMAX от всех прочих киноформатов -- размер кадра, который в десять раз превышает площадь привычного кадра кинопленки формата 35 мм и в три раза больше 70-миллиметровой широкоформатной ленты. Изображение проецируется на гигантских размеров экран размером с семиэтажный дом и сопровождается иерихонскими звуковыми эффектами.
Сегодня в кинотеатрах IMAX можно увидеть более двухсот фильмов, снятых в этом формате. В основном это научно-популярные и познавательные фильмы о природе, космосе, земных недрах и даже строении человеческого организма (один из самых любопытных и знаменитых фильмов так и называется -- «Человеческое тело»: путешествуя по сосудам и артериям, зритель чувствует себя героем классического фильма Ричарда Флейшера «Фантастический вояж»). Названия говорят сами за себя и особенных комментариев не требуют: «Австралия -- земля вне времени», «Амазонка», «Необыкновенные пещеры», «Эверест», «Загадки Египта», «Килиманджаро» и так далее, по привычным маршрутам National Geografic и «Клуба путешественников». Особая статья -- фильмы о животном мире: «Лошади», «Шимпанзе», «Дельфины», «Панды» и прочие обитатели планеты, включая виртуальных, но весьма убедительных динозавров, выпрыгивают с огромного экрана прямо на зрителей.
Но что позволено быку (а равно змее, тигру или обезьяне), вряд ли дозволительно царю природы. Человек (если только он не показан изнутри) смотрится на полотне размером с семиэтажный дом как-то странно, особенно если при этом это не просто гомо сапиенс, а звезда экрана, вынужденная изображать душевные переживания и правду характеров. Первый художественный фильм с известными актерами в пресловутом формате -- пятидесятиминутные «Крылья отваги» Жан-Жака Анно с участием Вэла Килмера, Тома Хальса, Элизабет Макговерн и Крейга Шеффера -- снят в 1995 году. Реакция на его визуальные роскошества (речь в картине шла о пилотах, летавших над Андами в двадцатых годах прошлого века) была весьма энергичной, но вот художественно-драматические элементы выглядели сомнительно. Тем не менее в формате IMAX можно будет посмотреть такие фильмы, как «Аполлон-13» Рона Ховарда с Томом Хэнксом, второй эпизод «Звездных войн» Джорджа Лукаса и кое-какие другие.
Отдельная тема -- мультипликация, которой IMAX идет только на пользу: уже вышли диснеевские «Король Лев» и «Красавица и Чудовище», на подходе -- «Планета сокровищ». Кроме того, не стоит забывать и о всемирно признанном анимационном шедевре Александра Петрова «Старик и море», удостоенном «Оскара», но до сих пор недоступном соотечественникам аниматора в оригинальном виде.
«Настоящие» кинематографисты не устают повторять о своей любви к IMAX и всячески пытаются достучаться до экранного поднебесья: например, Том Круз с удовольствием и гордостью читал авторский текст в «Космической станции», а Джеймс Кэмерон специально для IMAX поставил часовую картину «Призраки бездны», мировая премьера которой состоится в Америке через неделю.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ