|
|
N°59, 03 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На Каспии все хорошо
За исключением того, что плохо
Регион Каспия -- один из основных приоритетов внешней политики России с точки зрения не только его энергоресурсов, но и национальной безопасности. Этим заявлением руководителя рабочей группы по Каспию в МИД России посла Андрея Урнова начался вчера заключительный день нефтегазового саммита СНГ в Лондоне. Возможно, таким интересом Москвы к региону и объясняется тот удивительный факт, что только российская делегация на саммите была представлена на столь высоком уровне, во главе с замминистра иностранных дел Виктором Калюжным, специальным представителем президента России по Каспию.
В британской столице так и не появились ожидавшиеся министры и олигархи из Казахстана и тем более из Туркмении. Так далеко посланцы этой богатой углеводородами солнечной страны без самого Туркменбаши не ездят. Зато вслед за Урновым выступил замминистра нефти Ирана г-н Нежад. Демонстрируя красочные слайды с иранскими пейзажами на фоне труб, кораблей и буровых вышек, он призывал участников саммита убедиться в том, что его страна в ближайшие годы станет воротами, через которые на мировые рынки пойдут каспийские нефть и газ. В основном это будет осуществляться, по его словам, на основе схем замещения: поступающая на север страны нефть из Казахстана (это уже происходит в небольших объемах), Туркмении и даже России на юге Ирана, в портах Персидского залива, будет компенсироваться поставками иранской нефти. Впрочем, это произойдет, если Тегерану удастся преодолеть трудности, связанные с санкциями, наложенными администрацией США на подобное сотрудничество с Ираном американских нефтяных компаний. Такие проблемы сейчас существуют у Казахстана, где добывают нефть в том числе и американские компании, некоторые из которых подозреваются Вашингтоном в нарушении санкций.
Но иранскому чиновнику неудобных вопросов не задавали, а сам он об этих нюансах не распространялся. Вообще, надо отдать должное, иранцы не пропускают практически ни одной международной встречи, где бы они могли напомнить о своей стране и ее могучем потенциале со вторыми в мире после России запасами природного газа.
Российский представитель г-н Урнов честно признался, что процесс каспийского урегулирования идет хорошо, за исключением возможности достичь консенсуса между пятью прибрежными странами о правовом статусе Каспия. К достижениям этого процесса г-н Урнов отнес договоренности между Россией, Казахстаном и Азербайджаном о разделе дна северной части Каспия, что позволило начать там процесс освоения ресурсов. Россия предложила своим каспийским партнерам компромиссную формулу -- «дно делим, вода общая», заявил г-н Урнов, и считает, что нужно параллельно договариваться по другим вопросам: о сохранении биоресурсов, совместном рыболовстве и судоходстве. Часть соглашений по этим проблемам практически подготовлена, сказал г-н Урнов, но некоторые партнеры считают, что надо сначала принять правовую конвенцию, а затем уж подписывать остальные документы. Посол дипломатично не назвал эти страны, но отнюдь не секрет, что такова позиция Туркмении. Г-н Урнов даже отказался отвечать на вопрос, кого он имеет в виду, сославшись на договоренности не разглашать подробности переговоров.
Зато более откровенным он был, когда рассказал о проблеме, уже долгое время раздирающей российские ведомства: считать ли Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) естественной российской монополией или нет. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), к примеру, исходя из внутреннего российского законодательства, склонна отнести КТК к монополиям. А это приведет к тому, что тарифы на прокачку нефти по этой трубе будет устанавливать государство. Однако КТК является первым частным магистральным трубопроводом на российской территории, и правительство еще в 1995 году обязалось не вмешиваться в тарифную политику консорциума, в котором Россия вместе с Казахстаном как государства владеют лишь четвертью акций.
Андрей Урнов заявил от имени МИДа и правительства России, что данные частным владельцам консорциума обязательства должны соблюдаться. Замглавы МИДа Виктор Калюжный в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» подтвердил важность этого сделанного в Лондоне заявления. Москва еще раз дает сигнал иностранным инвесторам: мол, не беспокойтесь, мы не намерены менять принятые правила.
Вчерашняя каспийская дискуссия, как начатая два дня назад, когда г-н Калюжный высказал сомнения в надежности компании BP как партнера на российском газовом рынке, его же усилиями была оживлена. Виктор Калюжный попросил ответить выступавшего на саммите чиновника из госдепа США, занимающегося энергоресурсами Каспия, г-на Грина, почему Вашингтон, приветствуя политику инвариантности маршрутов каспийской нефти, не оказывает давления на Турцию, препятствующую проходу через Босфор танкеров с нефтью КТК, ведь в консорциуме присутствует и американский капитал?
Г-н Грин ответил только с третьего раза, сославшись на то, что вопроса не понял. Впрочем, понять что-либо из его ответа оказалось невозможно: ни на английском, ни в переводе на русский.
Аркадий ДУБНОВ, Лондон