|
|
N°59, 03 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ломосборщики объявили металлургам войну
И на пошлину ответили пошлиной
Промышленная группа МАИР, на долю которой приходится шестая часть собираемого в России лома черных металлов, сегодня-завтра направит в правительство письмо с предложением ввести экспортные пошлины на продукцию металлургических комбинатов, среди которых катанка и штрипс, в размере 20% от стоимости тонны, что составит 40--60 долл. за тонну. Обращение, которое чуть было не стало первоапрельской шуткой (1 апреля, когда МАИР хотела отправить письмо, на сайте metalinfo.ru появилась «утка» о якобы уже подписанном 31 марта премьером постановлении о введении 7,5-процентной пошлины на экспорт металлопроката), может спровоцировать войну между металлургическим лобби и ломосборщиками.
Просьба МАИР -- удар по крупнейшим российским сталелитейным компаниям: НЛМК, ММК и «Северстали», 75% проката которых идет на экспорт. Металлурги склонны рассматривать письмо МАИР как PR-компанию ломосборщиков, которые «заинтересованы, чтобы больше стали оставалось ржаветь на российских полях, превращаясь в металлолом». Не исключено, считают металлурги, что письмо МАИР -- это месть в ответ на письмо руководителей НЛМК, «Евразхолдинга» и ММК (консорциум «Русская сталь»), направленное на прошлой неделе в правительство с предложением повысить экспортную пошлину на металлолом до 30% и закрыть для его пропуска погранпереходы. В «Русской стали» посчитали, что ломосборщики воспользовались двукратным повышением цены на лом в 2002 году и переориентировались на экспортные сделки в ущерб металлургической отрасли, которая теперь вынуждена работать в условиях 30% дефицита этого сырья.
В МАИР, как стало известно газете «Время новостей», действительно расценили заявление консорциума «как очередную попытку получить еще большие сверхприбыли за счет ущемления интересов малого и среднего бизнеса», обвинив «металлургических олигархов в нерыночных методах воздействия». В МАИР утверждают, что проблемы «дефицита металлолома в России не существует, а ежегодное ломообразование (30--35 млн тонн в год) практически в два раза превышает сбор (18 млн тонн в год)». Ломосборщики обвинили металлургов в искусственно создаваемом дефиците за счет монопольного установления низкой закупочной цены на лом, что делает его сбор экономически нецелесообразным (в четыре-пять раз дешевле готового металла).
Возмутившись политикой двойных стандартов: лом, считающийся сырьем, облагается пошлинами, в то время как металлурги беспошлинно экспортируют полуфабрикаты из лома (заготовка, штрипс, катанка) для изготовления продукции более высокого передела (трубы, метизы), -- ломосборщики и предложили правительству восстановить справедливость. Однако в «Русской стали» уверены, что государство вряд ли пойдет на этот шаг. Достаточно, считают металлурги, взглянуть на доходы от экспорта стали, которые на порядок выше доходов от экспорта лома, -- за 2002 год НЛМК, ММК и «Северсталь» принесли в бюджет страны около 300 млн долл. только налога на прибыль. Кроме того, говорят в НЛМК (лидер по производству плоского проката), «принятие этой меры нецелесообразно, поскольку внутренний рынок не сможет освоить направляемый на экспорт металл».
Правительство может удовлетворить просьбу МАИР, полагает Александр Пухаев из UFG, поскольку заинтересовано в изъятии избыточной валютной массы, чтобы не допустить укрепления рубля в условиях высоких цен. Кроме того, правительство было бы не против поучаствовать в распределении этой прибыли, которая у сталелитейщиков сейчас достаточно высока. Кроме того, повышение экспортных тарифов решит проблему высокой цены на металл на внутреннем рынке, на которую жалуются трубники, метизники и автомобилестроители. В то же время, считает г-н Пухаев, величина предлагаемой пошлины -- 20% -- невероятно большая.
Яна ВИКТОРОВА