|
|
N°59, 03 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Березовского в России «ждут миллионы»
В Англии его в тюрьму не сажают, но и Москве не выдают
Борис Березовский остается на свободе в Лондоне. Во всяком случае до 13 мая, когда назначено следующее заседание магистратского суда в британской столице. Это главный результат состоявшегося вчера на знаменитой Боу-стрит предварительного судебного слушания по запросу Генпрокуратуры России об экстрадиции опального бизнесмена из Британии. Российские власти объявили Березовского в розыск через Интерпол еще осенью прошлого года. Он и его партнер Юлий Дубов, автор нашумевшего романа «Большая пайка» и соавтор не менее знаменитого кинофильма «Олигарх», обвинялись в мошенничестве на сумму 8 млн долл., совершенном в середине 90-х годов. Генпрокуратура считает, что передача тогда «АвтоВАЗом» администрации Самарской области 2322 «Жигулей» в качестве налоговых зачетов является мошеннической операцией, поскольку эти автомобили оказались потом во владении «ЛогоВАЗа», во главе которого стояли Березовский и Дубов. А средства от реализации «Жигулей», по версии Генпрокуратуры, позволили затем Березовскому приобрести акции телеканала ОРТ и журнала «Огонек».
Березовскому, по его словам, даже неохота подробно комментировать эту историю -- дескать, она хорошо известна и там все было по закону. Тем более что никто, кроме «прокурорских», не имеет к нему и Дубову претензий -- ни в Самаре, ни на «АвтоВАЗе». Следовательно, говорит бизнесмен, это дело инициировано Кремлем по политическим причинам, чтобы лишить его возможности участвовать в парламентских выборах в России в декабре этого года. Из здания суда несгибаемый оппозиционер вышел, прикрыв лицо маской Путина.
Для обоснования политической версии преследования Березовского в России адвокаты вчера попросили время. Судья благосклонно согласился с этим ходатайством и сказал Березовскому: «До встречи в мае». «Спасибо», -- вежливо ответил олигарх.
Суд был недолгим, чуть больше получаса. За это время Березовскому пришлось услышать малоприятную новость. Министерство внутренних дел Ее Величества отказалось предоставить ему политическое убежище в Великобритании. С этой просьбой российский бизнесмен обратился в октябре 2001 года. Формально отказ мотивировался началом процесса рассмотрения запроса об экстрадиции, решать эти два вопроса одновременно по английским законам нельзя. Возможно, есть и другие причины отказа признать г-на Березовского политическим беженцем. Ведь еще несколько месяцев назад он счел, что рассмотрение его просьбы затягивается, и обратился с апелляцией к британским властям.
И все же г-н Березовский может пока торжествовать -- свободу у него не отняли. Более того, судья вчера даже согласился с тем, что олигарху в Лондоне угрожает опасность, поэтому его местонахождение в Туманном Альбионе не должно оглашаться. Решено, что адвокаты Березовского будут ежедневно сообщать британским властям одно из трех мест в Лондоне, адреса которых указаны в качестве его проживания. При этом паспорта у Березовского и Дубова отобраны, оба они лишены права подавать документы на получение других паспортов, позволяющих им покинуть берега Темзы.
Из суда Березовский и Дубов в сопровождении адвокатов отправились на телемост с Москвой. Именно в таком жанре было решено провести пресс-конференцию по итогам заседания на Боу-стрит. Бизнесмен в присущем ему деловом стиле не стал удручать журналистов пространными заявлениями и сразу перешел к ответам на вопросы.
Из ответов следовало, что Березовский благодарен своим «бывшим товарищам в Кремле» за нынешнее внимание к его персоне: «Мне это помогает». Он не стал рассуждать о том, что будет с ним в России, если его туда экстрадируют: «У меня нет времени на анализ ситуации, вероятность которой фактически равна нулю». Олигарх отдал должное и лицемерию Запада, который однажды уже отдал на растерзание Сталину российских казаков, которые были выданы в большевистскую Россию. «А меня не выдадут, потому что я рассчитываю на свои силы», -- уверенно заявил г-н Березовский, предполагая, что «западное лицемерие» ничтожно по сравнению с его личным ресурсом.
Что имел здесь в виду Березовский, ясно не вполне. Если учесть его вчерашние слова, что Кремль «больше боится его денег, чем его интеллекта», а две эти вещи в сумме могут решить, по его словам, все проблемы в политике России, можно догадаться, о чем идет речь. Тем более что письма, поступающие Березовскому в Лондон, и результаты опросов на родине дают ему возможность считать, что в России его возвращения ждут миллионы людей.
Пожалуй, самыми интересными были прогнозы г-на Березовского относительно будущего России. После парламентских выборов его коллеги-олигархи неизбежно придут к выводу, что контроль над их деньгами и бизнесом скоро будет окончательно отобран Кремлем. Поэтому им, как и в 1996 году, когда нужно было остановить рвущегося к власти Зюганова, снова придется объединяться против, на этот раз «амебного», по его выражению, Путина. Ведь он «ведет Россию снова к авторитаризму, если даже не к тоталитаризму».
Заместитель председателя Госдумы по международным делам, председатель международной комиссии партии «Единая Россия» Константин Косачев:
-- Решение отказать Березовскому в политическом убежище еще не означает его экстрадицию за пределы Великобритании. Это два не связанных между собой процесса. Совершенно очевидно, что, обращаясь за политическим убежищем, г-н Березовский просто пытался де-юре подтвердить собственную версию происходящего. Она заключается в том, что его преследуют именно по политическим мотивам. И если бы Великобритания пошла ему навстречу в этом вопросе, она бы согласилась с его версией. Слава богу, у британского правосудия хватило информации и здравого смысла, чтобы не поддаваться на эту провокацию и продолжить разбирательство дела Березовского в сугубо правовых рамках. Есть запрос Генпрокуратуры Российской Федерации о его выдаче в связи с тем, что ему предъявлены обвинения в мошенничестве за его деятельность в середине 90-х годов на посту председателя «ЛогоВАЗа», есть соответствующие нормы британского правосудия, которые предусматривают определенную последовательность действий в этой связи. Первое, что сделала британская Фемида, -- она приняла к рассмотрению запрос Генпрокуратуры об экстрадиции. Это уже хорошо, это означает, что он был исполнен в соответствии с нормами не нашего, а британского законодательства. Значит, мы действуем в соответствии с международными нормами и подаем квалифицированные запросы. Значит, мы сделали выводы из тех ошибок, которые Генпрокуратура допустила в запросе о выдаче Ахмеда Закаева, пытаясь вытащить его из Дании. Британское правосудие уже осуществило определенные процессуальные действия в отношении г-на Березовского: с него взята подписка о невыезде, у него отобраны документы. Значит, он ограничен в своих правах как человек, находящийся под следствием. Я считаю, что сейчас события развиваются так, как и должны с точки зрения российских интересов. Теперь, когда Березовскому отказано в политическом убежище, осталось дело за малым: принять решение о его экстрадиции, с тем чтобы он прошел судебное разбирательство в Российской Федерации. Это не значит, что его судьба предрешена. Я не исключаю, что российское правосудие тоже может оправдать Березовского. Мы должны добиться того, чтобы он предстал перед судом, и дать ему возможность высказать аргументы в свое оправдание.
Сопредседатель партии «Либеральная Россия», депутат Госдумы Сергей Юшенков:
-- Здесь возможны две причины. Во-первых, действия британцев можно квалифицировать как уступку России, чтобы смягчить ее позицию по иракскому кризису. Политика вообще жесткая вещь. Но с моей точки зрения, наиболее вероятно, что произошедшее связано с пропагандой Березовским коммунистических идей. Ведь в последнее время он активно поддерживал коммунистов. А это вызывает неприятие в развитых европейских странах. На Западе плохо относятся к коммунистам даже своего розлива, а уж тем более советского.
Аркадий ДУБНОВ, Лондон