|
|
N°59, 03 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Час «ястреба»
Путина хотят заставить увеличить расходы на оборону
«По политическим и экономическим соображениям Россия не заинтересована в поражении США», - заявил вчера в Тамбове Владимир Путин, добавив, что она заинтересована в скорейшем перенесении иракского вопроса «на площадку ООН». Дело, конечно, не в том, что военное поражение США может стать реальностью. А в том, что президент, сделав это принципиальное заявление, решился на ясный сигнал - и не только Соединенным Штатам, но и самой России, где активизировались антиамериканские настроения. В том числе в политической и военной элите.
Между тем, война в Ираке в любом случае заставляет Россию по-новому взглянуть на свою армию. И дело не столько в том, что отставные генералы прочат нам роль одной из следующих целей «американской агрессии». Всерьез эту угрозу не воспринимают даже «ястребы», которых в российском руководстве достаточно.
Куда большую опасность представляет тот факт, что в результате эскалации военных действий в Персидском заливе многие страны третьего мира всеми силами стремятся приобрести ядерное оружие -- как гарантию от нападения извне. Северная Корея тому пример. Российские разведки -- и военная, и политическая -- уже фиксируют межгосударственные контакты в этом направлении. А у стран, «привыкающих» к грозному оружию, возможны несанкционированные пуски. С одной стороны, это дополнительный аргумент для сотрудничества с США в обеспечении безопасности. Но, с другой, - новый повод для укрепления национальной обороны.
Боевая готовность и дух российской армии, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Согласно только что проведенному при содействии Главного управления воспитательной работы Минобороны социологическому опросу военнослужащих, подавляющее большинство призывников свою причастность к защите Отечества, воинскую честь и достоинство не считают чем-то важным в своей жизни. Военные социологи полагают, что причины такого отношения -- в отсутствии эффективной подготовки и воспитания допризывной молодежи. И даже проводят параллель: если бы иракская армия пребывала в том же моральном состоянии, силы коалиции были бы в Багдаде уже на третий день.
В такой атмосфере, как стало известно газете «Время новостей» из источников, близких к военным кругам, на президента и его администрацию с началом войны в Ираке оказывается давление сторонниками «сильной России». На рассмотрение Владимиру Путину уже направлено предложение об увеличении оборонного бюджета с 2,64 до 3,5% ВВП, о чем говорил на днях глава комитета нижней палаты парламента по обороне Андрей Николаев. Цифра 3,5% ВВП, затрачиваемых на оборону, фигурирует в высоких сферах уже не один год, но на этот раз ряды ее сторонников могут вырасти. Если до сих пор об использовании бюджетного профицита и возникшего у правительства финансового резерва спорили «голуби» (хранить деньги на черный день в стабилизационном фонде или потратить их на снижение налогов), то теперь в дискуссию наверняка вмешаются и «ястребы». Раз у страны образовались нефтяные сверхдоходы, то, как говорится, сам бог велел их использовать на повышение ее обороноспособности, не нанося при этом ущерба национальным финансам.
Если расходы на оборону будут увеличены до запрашиваемого процента от ВВП, военный бюджет уже следующего года может составить около 600 млрд руб. Этого, по мнению Андрея Николаева, хватит на то, чтобы проводить полноценную боевую и оперативную подготовку, в 2,5 раза увеличить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в три раза -- закупки военной техники и вооружения, в два раза повысить социальное обеспечение военнослужащих.
Кроме того, ожидается выделение дополнительных средств на реанимирование системы противоракетной обороны Московского региона.
Вполне вероятно также, что российский финансовый маятник в очередной раз качнется в сторону стратегических ядерных сил. После выхода США из Договора по ПРО российское руководство громко объявило о возвращении на боевое дежурство самой мощной в мире ракеты РС-20 (SS-18) «Сатана» и боевых железнодорожных комплексов (БЖРК). Однако эта мера -- лишь на несколько лет. Перспектива за «Тополем-М», темпы оснащения которым весьма низки. В условиях «моды» на боевые блоки Россия как ядерная держава не может оставаться в стороне, считают «ядерные стратеги».
Депутаты Госдумы -- военные с целью удержать в армии профессионалов поднимают вопрос о возврате людям в погонах социальных льгот, ликвидация которых в прошлом году не была компенсирована обещанными надбавками к окладам по должности и званию. В нижней палате парламента все чаще говорят и об отмене большинства отсрочек от призыва.
Практически решенным считается вопрос о возвращении в школу начальной военной подготовки, замененной в начале 90-х годов «Основами безопасности жизни». От государства требуют также, чтобы оно повернулось лицом к Российской общественной спортивно-технической организации (РОСТО) -- преемнице ДОСААФ, зарабатывающей сегодня деньги на подготовку юношей к армии за счет обучения иностранных летчиков-любителей и водителей авто.
Пока окончательные решения не приняты. Но безусловным можно считать то, что война в Ираке оказалась на руку тем, кто считает, что «сильная Россия» с самостоятельной политикой -- это прежде всего «сильная армия».
Николай ПОРОСКОВ