|
|
N°58, 02 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Две недели на размышление
Сергей Веремеенко пригрозил ростовской администрации новыми угольными войнами
Вчера администрация Ростовской области заявила о готовности запустить процедуру банкротства в отношении двух крупнейших угледобывающих компаний Восточного Донбасса -- «Гуковуголь» и «Ростовуголь». Как сказал первый вице-губернатор Иван Станиславов, несмотря на приход в эти компании нового стратегического инвестора -- «Русского угля», учрежденного Межпромбанком и «Роснефтью», -- они по-прежнему чрезвычайно плохо рассчитываются с бюджетом и задерживают зарплату. В свою очередь президент Межпромбанка Сергей Веремеенко попросил донские власти повременить с процедурой банкротства еще хотя бы полгода и пообещал до 15 апреля представить инвестиционный план оздоровления отрасли с конкретными сроками исполнения по каждому этапу.
Вызванные вчера «на ковер» в администрацию области руководители обеих угольных компаний обрисовали довольно безрадостную картину. По словам гендиректора Гуковского объединения Александра Галанцева, кредиторская задолженность «Гуковугля» составляет 4,29 млрд руб. и почти в 10 раз превышает его дебиторскую задолженность. На предприятии только сейчас начинают платить зарплату за декабрь прошлого года. В «Ростовугле», который год назад очистил свой баланс от старых долгов, тоже успели накопиться невыполненные обязательства перед бюджетом (67 млн руб.) и шахтерами (зарплатный долг составляет два месяца). Г-н Галанцев пообещал, что к концу года «Гуковуголь» будет перечислять в бюджет 71--73% текущих налоговых платежей вместо нынешних 34% (про старые долги он даже не вспомнил). А гендиректор «Ростовугля» Сергей Посыльный сказал, что выправит ситуацию с налоговыми и зарплатными долгами не раньше второго полугодия.
Впрочем, присутствовавшие на разборе полетов мэры шахтерских городов в один голос заявили, что не верят обещаниям угольных генералов. Примерно в том же духе высказался и начальник областного управления Министерства по налогам и сборам Юрий Зерщиков. «На территории Ростовской области в Восточном Донбассе создан анклав, где люди платят налоги, когда хотят, и решают все свои вопросы в Москве, -- заявил г-н Зерщиков. -- Я не верю ни одному их обещанию, и мы будем принимать все меры взыскания долгов, предусмотренные законодательством. В частности, на все имущество «Гуковугля» и на его расчетные счета уже наложен арест».
Тон переменился только после того, как президент Межпромбанка Сергей Веремеенко заговорил о том, что «посрамленные Межпромбанк и «Роснефть» могут уйти из Восточного Донбасса», а губернские власти останутся один на один с проблемами угольщиков. «Такое впечатление, что до нас все работало хорошо, а сейчас все рушится, -- взволнованно начал г-н Веремеенко. -- Но три с лишним миллиарда рублей кредиторской задолженности возникли в «Гуковугле» задолго до нашего прихода. Однако раньше о процедуре банкротства никто не говорил. Оно понятно, надо было сначала продать Межпромбанку и «Роснефти» акции проблемного предприятия, а потом его банкротить. Подход, конечно, интересный. Но если сейчас начать процедуру банкротства, то в острую борьбу за имущество угольных предприятий Ростовской области вступят Межпромбанк, группа МДМ, группа Сергея Генералова, и вряд ли от этого дела у «Гуковугля» пойдут лучше. Всем еще памятны события полугодичной давности, когда эти структуры сражались за право управлять «Гуковуглем», и как при этом росли долги гуковского объединения, падала его добыча».
Затем Сергей Веремеенко пожаловался на то, что Межпромбанк инвестирует в «Гуковуголь» в одиночку, имея всего 40% акций компании, в то время как была договоренность, что банк осуществляет вложения на паритетных началах с другим крупным акционером гуковского объединения -- компанией «Ринако» (ей принадлежит 30% «Гуковугля»). «Давайте забудем на полгода о банкротстве и вернемся к нашим первоначальным договоренностям о том, что Ростовская область передаст нам свой 20-процентный пакет акций «Гуковугля», и тогда Межпромбанку с «Роснефтью» будет проще решать проблемы этой компании, укреплять ее менеджмент», -- подытожил г-н Веремеенко.
Иван Станиславов в конце концов согласился с предложением влиятельного банкира, и теперь областные 20%, по-видимому, окончательно отойдут Межпромбанку. Взамен команда Межпромбанка должна до 15 апреля представить в областную администрацию план оздоровления «Гуковугля» и «Ростовугля», который бы устроил и губернские власти, и шахтеров, и, главное, налоговиков.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону