|
|
N°58, 02 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Профсоюзы проявили понимание
Гражданская авиация США тонет от терактов и войн
Две ведущие американские авиакомпании добились вчера промежуточного успеха в борьбе за свое существование. American Airlines -- крупнейший в США (а также и во всем остальном мире) гражданский авиаперевозчик -- заключила со своим трудовым коллективом соглашение о сокращении зарплаты, которое позволит компании избежать немедленного банкротства. U.S. Airways, занимающая в рейтинге американских авиакомпаний 7-е место, завершила процедуру реорганизации под временной защитой от претензий кредиторов, которую предусматривает глава 11 закона о банкротстве. U.S. Airways сократила расходы, сменила менеджмент, но пока не сумела добиться рентабельности. Перспективы обеих компаний остаются далеко не безоблачными, тем более что затягивающаяся война в Ираке нанесла тяжелый финансовый урон всей авиатранспортной отрасли США.
К вечеру понедельника (когда в Москве уже наступило 1 апреля) руководству American Airlines удалось договориться с тремя ключевыми профсоюзами своего персонала по поводу сокращения расходов. Всего на компанию работают 99 тыс. человек. В результате переговоров примерно 70% ее персонала согласились на сокращение зарплаты на 15--20%, что позволит авиакомпании сэкономить около 1,8 млрд долл. Для того чтобы соглашение вступило в законную силу, оно должно быть еще ратифицировано членами профсоюзов. Этот процесс займет примерно две недели. Однако, не сомневаясь в исходе голосования, генеральный директор AMR Corp. (управляющая компания American Airlines) Дональд Карти уже вчера заявил: «Решительные действия руководства профсоюза и наших служащих продемонстрировали их заботу о будущем компании, что позволило нам избежать в ближайшее время обращения в суд по делам о банкротстве».
Впрочем, трудности American Airlines, которая потеряла более 5 млрд долл. за полтора кризисных года после 11 сентября 2001 года, еще нельзя считать преодоленными. Война в Ираке создает крайне неблагоприятный фон для мероприятий по оздоровлению авиатранспортных предприятий. По оценкам аналитиков, сейчас авиакомпания теряет свыше 5 млн долл. в день из-за падения продаж билетов, спровоцированного войной. Эксперты считают, что полностью угроза банкротства будет устранена, если авиакомпания добьется предоставления ей займов на сумму 1,5 млрд долл., переговоры о которых идут сейчас с несколькими крупными банками. Но, не дожидаясь завершения этих переговоров, фондовый рынок уже продемонстрировал доверие к American Airlines. В понедельник котировки ее акций в Нью-Йорке подскочили на 50%.
А U.S. Airways в этот день объявила, что она завершила процедуру банкротства, выйдя из нее более эффективной, но все еще убыточной компанией, которая теперь перенесет акцент на операции на рынке региональных перевозок. На прибыльность U.S. Airways планирует выйти не ранее следующего года.
По сравнению с показателями до 11 сентября 2001 года она сократила на 36% численность своего персонала и на 25% -- число рейсов. Годовые расходы снижены на 1,9 млрд долл. «Мы достигли больших успехов, -- заявил генеральный директор U.S. Airways Дэвид Сигел, -- однако не нужно забывать, что сейчас отрасль переживает самые сложные времена за всю историю своего существования. Мы по-прежнему тонем, только теперь мы находимся ближе к поверхности».
Авиакомпания решила сменить рыночную нишу, сконцентрировавшись на местных авиалиниях, и скорректировать свой парк в соответствии с новой маркетинговой установкой. В ближайший месяц U.S. Airways намерена заказать пятьдесят 50-местных и пятьдесят 70-местных региональных лайнеров канадской авиастроительной корпорации Bombardier или бразильской Embraer с опционами на право приобретения еще по 100 самолетов каждого типа.
Некоторые аналитики, впрочем, считают, что компания слишком быстро прошла банкротство, и опасаются, что ей вновь может предстоять такая процедура, если положение в отрасли не изменится в лучшую сторону.
Михаил КУКУШКИН