|
|
N°58, 02 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правительство собирается худеть
Число министерств хотят сократить с 55 до 17
Уже в следующем году в России может стать на четыре министерства меньше, чем сейчас. Об этом на итоговом заседании комиссии по оптимизации бюджетных расходов заявил вчера вице-премьер правительства Алексей Кудрин. Впрочем, какие именно министерства будут сокращены, вице-премьер говорить отказался, сославшись на корпоративную этику. Тем более что в рамках возглавляемой им комиссии конкретных решений по сокращению ведомств пока не принималось. «Это прерогатива рабочей группы Шувалова-Грефа-Чайки», - сказал вице-премьер. Единственное исключение г-н Кудрин сделал в отношении МПС, судьба которого, в принципе, уже известна. Глава Минфина подтвердил, что в рамках реформы железнодорожного транспорта МПС будет упразднено, при этом его хозяйственные функции отойдут создаваемому ОАО «Российские железные дороги», а административные - Минтрансу.
Не стал вчера называть конкретные ведомства и входящий в состав группы «Шувалова-Грефа-Чайки» замминистра МЭРТ Михаил Дмитриев, также сославшись на этические соображения.
Однако источник в российском правительстве сообщил газете «Время новостей», что, помимо МПС, планируется ликвидировать Госкомрыболовство, Госкомстат и Минприроды. Именно эти три ведомства были избраны комиссией для показательной виртуальной «оптимизации бюджетных расходов». По словам г-н Дмитриева, результат превзошел все ожидания. Оказалось, для того, чтобы неназванные им ведомства общей численностью в 500 человек исправно выполняли свою работу, достаточно всего 18 штатных единиц. При этом ежегодная экономия государства может составить 10 млн долларов. Причем еще 6 млрд рублей можно сэкономить только на излишках «производственных» площадей, сдавая их в аренду коммерсантам. Таким образом, подчеркнул г-н Дмитриев, в ходе освобождения административной структуры от несвойственных или дублирующих функций (по одному Минприроды таких функций насчитали 347), можно добиться 15-процентного сокращения расходов на содержание чиновников. «И это не предел», - заключил замминистра.
Предел, до которого можно оптимизировать российских бюрократов, МЭРТ изложил в предложенной им концепции реформы управления государственной службой. Реформа функций, как ее коротко называют сами чиновники, предусматривает освобождение всех министерств и ведомств от несвойственных или дублирующих функций. В результате «утери» функций правительственные структуры в перспективе сократятся до 15-17 по сравнению с сегодняшними 55. Кроме того, предлагается создать трехуровневую модель исполнительной власти, в которой первым уровнем станет правительство в роли разработчика генеральной стратегии. Вторым уровнем будут министерства, основные усилия которых должны быть брошены на разработку законов, свода этических норм чиновников и стандартов оценки результативности труда госслужащего. Третьим уровнем, по мысли авторов реформы, должны стать агентства и службы. Причем агентства будут оказывать государственные услуги гражданам и организациям, а службы станут выполнять функции надзора и контроля. Причем объемы финансирования агентств должны напрямую зависеть от качества оказываемых услуг.
В конце 90-х при Борисе Ельцине в России уже предпринималась попытка реформировать отечественную бюрократию. Но тогда инициаторы реформы, собрав материал по федеральному правительству и сорока губернаторам, по словам одного из тогдашних экспертов президентского Совета, «побоялись продолжать и положили все на полку». Новые российские реформаторы пока ничего не боятся, надеясь на политическую волю Кремля и на обещанную поддержку реформ со стороны бизнес-элиты. Кстати, Российский союз промышленников и предпринимателей пошел даже дальше авторов реформы, предложив оставить в правительстве всего 10 министерств. Впрочем, простое сокращение количества ведомств еще не гарантирует сокращение масштабов чиновничьего произвола и рационализацию системы управления. Опыт свидетельствует, что бюрократия - это не арифметика, а высшая математика. Со своей историей, географией и политэкономией.
Марина Сайдукова