|
|
N°58, 02 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Обратная» амнистия боевиков
Амнистия вряд ли заставит сдаться тех, кто давно перешел на сторону России
Дума прилежно взялась за подготовку амнистии чеченских боевиков. Два дня назад глава парламентского комитета по законодательству Павел Крашенинников сообщил, что проекты соответствующих постановлений существуют только в черновиках. Но уже вчера тот же депутат сказал, что их разработка практически завершена.
На этот раз г-н Крашенинников позволил себе несколько более детально остановиться на содержании проектов. По его словам, схема предстоящей амнистии будет «обратной» -- это значит, что в постановлении не будет длинного перечня прощенных злодеяний, а будет только короткий список того, что простить никак нельзя. В частности, не подпадут под амнистию убийства, теракты и похищения людей. Не забудут прошлых грехов и тем, кто совершал изнасилования, захватывал заложников, покушался на госслужащих и устраивал диверсии. Все менее тяжкие провинности депутаты боевикам обещают простить. Правда, не очень понятно, что в таком случае все-таки подпадет под «обратную» амнистию. Очевидно, парламентарии имеют в виду тех, кто состоял в незаконных вооруженных формированиях только для галочки, то есть в федералов никогда не стрелял и фугасов не ставил. Много ли наберется таких мирных боевиков, сказать трудно. Во всяком случае до сих пор они были не слишком отзывчивы к «отпускающим» инициативам российской Думы. Первая в эту кампанию амнистия, объявленная еще в декабре 1999 года для всех, кто сражался против федералов в Дагестане и Чечне, была продлена почти на полгода, потому что желающих под нее сдаться оказалось удручающе мало. В сентябре 2001 года к боевикам более неформально обратился сам президент: под гарантию безопасности им было предложено в течение 72 суток сложить оружие. На призыв никто так и не откликнулся.
На самом деле многие боевики в последние год-два без всякой амнистии нашли свой путь к мирной жизни. Кое-кто из них служит теперь в охране должностных лиц новой чеченской администрации, в комендантских ротах и чеченской милиции. По мнению офицеров военной комендатуры республики, с которыми удалось побеседовать корреспонденту газеты «Время новостей», части, сформированные из опытных и хорошо знающих местность чеченцев, часто гораздо лучше справляются с боевыми задачами, чем обычные подразделения. «Раньше у командования к ним оставалось определенное недоверие. Но теперь оно постепенно исчезает, хотя иногда и возникают проблемы». Кстати, одним из самых боеспособных чеченских соединений, которые числятся теперь в штате российского Министерства обороны, командует бывший замминистра обороны Ичкерии бригадный генерал Сулим Ямадаев. «Мы все время воюем в горах, -- рассказал нам Висбулат, один из бойцов его отряда, воевавший против России в обеих чеченских войнах и успевший побывать «амиром» моджахедов. -- Сил там все меньше, ветераны от них уходят и идут к нам, к Кадырову. Всем надоела война, надоело носить оружие».
Правда, особого желания окончательно расстаться с оружием у «честных боевиков» нет. Да и сам Ахмад Кадыров напомнил вчера, что работа для них пока найдется. Глава республики тоже считает, что чеченские бойцы лучше ловят бандитов, чем федералы, и адресные операции республиканского ОМОНа куда эффективнее больших зачисток. Зачистки, по мнению г-на Кадырова, вообще давно пора прекратить: «От них нет никакой пользы, боевики к ним приспособились, вовремя покидают села, а страдает мирное население».
Иван СУХОВ