|
|
N°57, 01 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пятерочка» всех обошла
Гастрономы эконом-класса берут рынок объемами, а не сервисом
Сеть магазинов «Пятерочка» (блокирующий пакет акций принадлежит ЕБРР) вчера объявила о результатах своей работы в 2002 году. Ей удалось добиться самого большого оборота среди сетевых ритейлоров -- 500 млн долл. (142 магазина). Ведущие игроки на этом рынке -- «Рамстор» (ООО «Раменка»), «Перекресток» и «Седьмой континент» -- получили по 300 млн долл. А «Пятерочка», работающая в формате «универсам экономического класса», не только обогнала их, но и сделала очень большой скачок -- в прошлом году ее оборот составлял всего лишь 212 млн долларов.
Несмотря на то что «Пятерочка» -- это питерский ритейлор, по всему видно, что сейчас она делает ставку на Москву и пытается ухватить в столице последние квадратные метры для аренды. Компания, появившаяся в Москве в 2001 году, открыла сначала 15 универсамов, а за прошедший год -- еще 40. В 2002 году «Пятерочка» начала продавать франшизу в регионы, в результате на основе франчайзинга были открыты пять магазинов в Воронеже и два в Челябинске. А в самом Санкт-Петербурге работает 80 магазинов этой сети.
Агрессивная тактика компании продолжится и в этом году. Как сообщил управляющий московской сети магазинов «Пятерочка» Владимир Посаженников, предполагается открытие в Москве и Санкт-Петербурге 52 магазинов, из которых 41 будет в Москве (из них половина -- в области) и еще 11 в Санкт-Петербурге. По прогнозам руководства компании, общий объем инвестиций в эти проекты составит всего лишь 70 млн долл. Такими небольшими суммами компания обходится благодаря тому, что она в основном не покупает недвижимость, а арендует старые советские гастрономы. По собственным проектам «Пятерочка» построила пока только четыре магазина в Санкт-Петербурге. В других регионах России, по словам Феликса Стетого, вице-президента компании по коммуникациям и брендовой политике, сеть будет развиваться на условиях франчайзинга. Предполагается, что в 2003 году в Воронеже и Челябинске будет работать уже по 10--12 магазинов.
«Компания сделала ставку на развитие региональной сети, и это приносит ей успех, -- отмечает Евгений Капьев, эксперт консалтинговой компании «Про-Инвест Консалтинг», -- однако в будущем «Пятерочка» будет испытывать большее давление со стороны гипермаркетов, что в итоге может привести к продаже компании. Данная проблема станет особенно актуальной после 2005 года, когда истекает контракт с банком. В этой связи «Пятерочка», возможно, будет менять формат и начнет сама строить гипермаркеты».
Источник, близкий к сети магазинов «Копейка», схожих по формату с сетью «Пятерочка», отметил, что «практически все магазины этой сети требуют не только оформления торговых залов, но и ремонта и замены оборудования». Этот же источник отмечает, что «компания ведет себя суперагрессивно и пытается арендовать или купить как можно больше площадей, не уделяя при этом внимания другим не менее важным, особенно для покупателя, вещам». Но, видимо, «Пятерочка» и сама знает свои недостатки. По словам Владимира Посаженникова, в Санкт-Петербурге еще в прошлом году была запущена программа реконструкции торговых залов, холодильного оборудования и обогрева торговых площадей.
Екатерина САШЕНКО