|
|
N°57, 01 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба за закон
Андрей Козлов отстаивает свое видение системы страхования вкладов
Банк России дождался вынесения закона о страховании вкладов на открытое обсуждение и заявил, что не собирается менять свою позицию по наиболее спорным вопросам этого документа. На заседании экспертного совета по банковскому законодательству Госдумы, посвященном проекту закона, первый зампред ЦБ Андрей Козлов подтвердил, что Центробанк считает необходимым равноправное участие в системе страхования вкладов всех банков, включая Сбербанк, а также обязательное проведение отбора в систему по новым надзорным принципам. Единственное, на что согласен ЦБ, это учесть пожелания банкиров при подготовке инструкции, в соответствии с которой будут проводиться проверки.
Законопроект «О страховании вкладов физических лиц в банках», недавно внесенный правительством в Госдуму, гарантирует полное возмещение по депозитам (за исключением вкладов на предъявителя) на сумму 20 тыс. руб. и компенсацию 75% по обязательствам банка, превышающим этот порог. Общая сумма возмещения не может быть выше 95 тыс. рублей. Банки, работающие с частной клиентурой, обязаны пройти отбор в систему страхования вкладов. Участники системы делают взносы в страховой фонд в размере до 0,6% от годового остатка на счетах физлиц. Эти требования касаются и Сбербанка, который с 2007 года утратит госгарантии по своим вкладам, прописанные в Гражданском кодексе.
Вчера Андрей Козлов ответил критикам закона, утверждающим, что система страхования вкладов ставит вкладчиков «Сбера» (а по подсчетам депутата Госдумы Павла Медведева, это 95% всех частных вкладчиков России) в менее выгодные условия. Первый зампред ЦБ привел известный факт -- законодательно закрепленные госгарантии по вкладам (в банках с долей государства выше 50%) не значат ничего. Важнее, по его словам, то, что «Сбер» практически не может попасть в ситуацию банкротства. «По жизни получается, что государство не позволит упасть банку, в котором оно является (главным. -- Ред.) акционером, -- говорит чиновник. -- Даже если он попадет в трудную ситуацию, мы ему поможем. И это единственная реально работающая гарантия».
Правда, по словам зампреда банковского комитета Госдумы Павла Медведева, «все это очень трудно объяснить вкладчикам Сбербанка», большинство из которых относятся к беднейшим слоям населения. «Это политически неправильно», -- сказал депутат, имея в виду возможное противодействие принятию закона о гарантировании в Госдуме. Впрочем, его можно было избежать, если бы ЦБ и правительство согласились учитывать взносы Сбербанка в систему страхования (на первом этапе они могут составить до 3 млрд руб.) отдельно от взносов остальных банков. Но на это Центробанк, видимо, по-прежнему пойти не готов.
Неизменной остается позиция Банка России и по предстоящему отбору кредитных организаций в систему страхования вкладов. При нынешней методике ЦБ «не может предсказать будущее каждого конкретного банка, оценить его кредитоспособность», заявил Козлов, поэтому на Неглинной разрабатывают инструкцию, посвященную порядку отбора и пруденциальным критериям, по которым будут проверяться банки. Новые надзорные принципы, как известно, предусматривают переход регулирующего органа от статистического анализа финансовых показателей банков к качественной оценке их бизнеса на основе профессионального суждения.
Этого банкиры боятся чрезвычайно, хотя вчера ЦБ пообещал, что будет переходить на новый уровень надзора и вне зависимости от системы страхования вкладов. Тем не менее, по мнению председателя правления Газэнергопромбанка Ларисы Лариной, проверка по новым критериям, приуроченная к отбору, может быть гибельной для многих банков. «Если пройдет утечка информации о том, что банк не прошел отбор с первой попытки, у него сразу начнется отток клиентуры, -- пояснила банкир, -- и до второй проверки он не доживет». К тому же, по словам г-на Медведева, проверить более тысячи банков менее чем за год Банку России не удастся: «Ошибки будут неизбежны, а в данном случае эти ошибки окажутся смертельными».
Впрочем, г-н Козлов и директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский ответили банкирам так: «Места волюнтаризму не будет, а критерии мы скорректируем». Для этого, говорят они, ЦБ и открыл проект инструкции по отбору. «А если мы этих проверок не проведем, у нас получится профанация системы страхования», -- отметил Козлов. По просьбе банкиров он сообщил результаты предварительного тестирования ряда банков по критериям, прописанным в инструкции: «Около полутора банков представили нам свои расчеты по этим критериям, и это не худшие банки. Два-три из них находятся на грани, остальные проходят». Банкиров это не успокоило.
Георгий ШТОЛЬЦ