|
|
N°57, 01 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экстрадиция по-туркменски
На родину возвращены турецкие «заговорщики»
Официальный Ашхабад вчера объявил о передаче правоохранительным органам Турции шести граждан этой страны, обвиняемых в причастности к «покушению» на президента Туркмении Сапармурата Ниязова 25 ноября прошлого года, -- Йылмаза Мехмета Ихсана, Экрема Челика, Шады Челика, Омера Куша, Мустафу Месута Гюлера и Нежата Байрама. Сообщается, что на экстрадиции «террористов» настоял турецкий премьер Реджеп Эрдоган, посетивший Туркмению в январе в качестве главы правящей партии.
По делу о покушении туркменские власти взяли под стражу 16 иностранных «наемников». Туркменский МИД заявил, что по указанию Туркменбаши на родину будут отправлены также граждане России и США, обвиняемые в подготовке «покушения». По сообщению МВД Туркмении, подозреваемые будут переданы органам безопасности этих стран со всеми необходимыми свидетельствами их «преступной деятельности» для того, чтобы «террористы понесли ответственность за преступления, совершенные в Туркмении».
Выдать России ее граждан туркменский вождь обещал в январе во время встречи с Владимиром Рушайло -- тогда речь шла о трех чеченцах, которых туркменские спецслужбы обнаружили спустя несколько часов после «покушения» с оружием в руках и с масками на лицах. Поначалу задержанных представили как грузинских граждан, однако в Тбилиси тут же опровергли эти сообщения -- имена оказались вымышленными. После этого появилась вызывавшая сомнение «чеченская» версия -- к моменту совершения преступления эти лица уже около года находились в туркменских тюрьмах. Их задержали еще в ноябре 2001 года за незаконный переход афгано-туркменской границы. Есть серьезные основания считать, что они были боевиками «Аль-Каиды», которые попытались уйти из Афганистана после начала контртеррористической операции США. Однако сразу после задержания этих лиц Ашхабад ничего не сообщил об этом российским властям. Лишь год спустя они оказались востребованы в качестве разменных фигур в политическом торге с Москвой, которую Ашхабад обвинял в причастности к организации «покушения» на туркменского вождя.
В деле о событиях 25 ноября фигурируют и другие граждане России -- в первую очередь бывший глава МИД Туркмении Борис Шихмурадов, приговоренный к пожизненному заключению. Но Туркменбаши, в нарушение двустороннего соглашения о двойном гражданстве, отказался выдать российским властям этих людей. Среди арестованных иностранцев оказался российский гражданин Леонид Комаровский -- известный в советские годы журналист, имеющий также и американское гражданство. Подобно туркам и россиянам-чеченцам, он еще не осужден туркменским судом. По сведениям газеты «Время новостей», Ашхабад обещал США выдать Комаровского.
Чем же вызвано решение Туркменбаши выдать турецких граждан именно сейчас? Во-первых, это своего рода благодарность за позицию Турции во время обсуждения 13 марта в ОБСЕ доклада о нарушениях прав человека в Туркмении во время следствия по делу о событиях 25 ноября. Турецкий представитель в Вене был единственным, кто фактически солидаризировался с действиями Ашхабада. Во-вторых, Туркменбаши чрезвычайно обеспокоен нарастающей в мире кампанией по осуждению его режима. Эстафету, начатую по этому поводу в ОБСЕ, подхватила и Комиссия ООН по правам человека. Завтра в Женеве начинается обсуждение «туркменского» вопроса.
Аркадий ДУБНОВ, Катерина ЛАБЕЦКАЯ