|
|
N°56, 31 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По олимпийскому сценарию
Нашим танцорам предлагали сняться с чемпионата
Золотая награда Евгения Плющенко оказалась единственной в нашей команде на завершившемся в Вашингтоне чемпионате мира по фигурному катанию. Елене Соколовой досталось "серебро", медали того же достоинства получил танцевальный дуэт Ирина Лобачева -- Илья Авербух.
«То, что мы не получим золотых медалей, было запрограммировано», -- Илья Авербух не скрывал досады и раздражения. Пресс-конференция, на которую он пришел вместе с супругой и партнершей Ириной Лобачевой, стала еще одним крупным скандалом на мировом первенстве в Вашингтоне. Под занавес чемпионата российские спортсмены решили приоткрыть тайну закулисных игр и рассказали о прессинге, который испытывали на протяжении всего турнира. На вопросы журналистов, правда ли, что им угрожали, фигурист ответил, что до этого дело не дошло. Но он не отрицал, что после каждого выступления раздавался звонок и им, мягко говоря, предлагали сняться с чемпионата. Речь заходила даже о денежном вознаграждении. Называлась сумма, превышающая 82 тысячи долларов, -- столько получают победители. «Но мы не поддавались на уговоры, -- сказал Авербух. -- Не за этим приехали на чемпионат. Тем более что до произвольного танца мы лидировали. Хотя только богу известно, чего нам это стоило».
Честно говоря, не такого финала вправе был ожидать российский дуэт от последнего в своей любительской карьере турнира. Танец они подготовили на американский лад -- рок-н-ролл. Казалось, что это должно было понравиться публике. Существовала и другая причина, почему для своего финального аккорда Лобачева и Авербух выбрали именно рок-н-ролл. С этого танца они начинали карьеру, им хотели ее и завершить. Но то ли выбор оказался не совсем верным, то ли жребий на этот раз не "подфартил" нашим спортсменам. Россияне вышли на лед после канадской пары Ши Линн Бурн и Виктора Краатца, которые также объявили, что покидают большой спорт, а свою прощальную программу они откатали под «Адажио» Альбинони.
История любви, переживания и страдания, исполненная с чувством и надрывом, оказалась ближе вашингтонскому зрителю. Оба выступления канадского и российского дуэтов прошли при гробовой тишине. Но если в первом случае зал сопереживал и восторгался, то во втором -- от молчания публики веяло холодностью, если не сказать враждебностью. А между тем на льду танцевали рок-н-ролл. И когда на табло появились оценки и стало понятно, что канадцы одним голосом опередили россиян, зал взорвался. Зрители аплодировали стоя, и продолжалось все это неприлично долго, из-за чего болгары Денкова -- Ставиский никак не могли начать выступление, в итоге принесшее им «бронзу».
Примечательно, что программу для канадской пары ставил их нынешний тренер Николай Морозов. Плодовитости нашего мастера можно только удивляться. Наверное, треть спортсменов на вашингтонском турнире так или иначе сотрудничала с Морозовым. Одних он тренировал, другим ставил программы как хореограф. Морозовский почерк не спутаешь ни с чем. Но однажды найдя интересное решение, Морозов вовсю эксплуатирует его. Глядя на выступления японца Такеши Хонда, француза Брайана Жубера, американки Саши Коэн и других, не покидает ощущение, что это до боли знакомый образ «а ля Алексей Ягудин». Не удалось избежать таких параллелей и в произвольном танце Бурн и Краатца.
В действительности судить о том, какая пара -- канадцы или россияне -- были лучше на этом чемпионате, довольно сложно. И не только потому, что очень разнятся их программы. Просто сработало правило, подтвержденное практикой: чтобы побеждать, российские спортсмены должны быть на голову выше соперников. Хотя, с другой стороны, в кулуарах пресс-центра поговаривали и о том, что "золото" Ши Линн Бурн и Виктора Краатца было необходимо не только и не столько спортсменам, сколько канадской федерации фигурного катания. Якобы в следующем году у федерации истекает контракт с телевидением и, чтобы его продлить, необходимо подогреть зрительский интерес громкой победой.
Похожая в чем-то ситуация сложилась и в женском одиночном катании. Правда, в этом случае никто не сомневался, что хозяевам турнира отдадут хотя бы одну золотую медаль. Такова традиция и политика Международного союза конькобежцев. Как ни старались чиновники из ИСУ, но новая система судейства на этом чемпионате работала по-старому. Теперь безымянные судьи выставляли оценки не за катание и старания спортсмена, а в зависимости от того, кто какую страну представлял. Иначе как объяснить то, что россиянка Елена Соколова, которую даже американские газеты окрестили сенсацией мирового турнира и которая чисто откатала произвольную программу, по сложности превосходящую все остальные, удостоилась за технику оценки 5,6. «Даже если бы ваша Соколова прыгнула четверной прыжок, -- шутили иностранные журналисты, -- ей наверняка не поставили оценки выше».
Безоговорочной на этом турнире стала разве что победа Евгения Плющенко. В этом случае судьи ничего сделать не могли. Никто другой не мог выиграть у россиянина в этом сезоне. Но и в отсутствие конкурентов Плющенко был великолепен.
Остальные россияне не попали в число призеров. Не хочется делать мрачных прогнозов, но похоже, что эра мирового лидерства наших фигуристов заканчивается. И дело не только в политике ИСУ и необъективном судействе. Главными конкурентами наших спортсменов становятся иностранные фигуристы или фигуристы, выступающие под флагом другой страны, которых тренируют лучшие российские тренеры. Многие из них давно уже живут в США и о возвращении на Родину не помышляют. Можно сколько угодно рассуждать о том, что истинный профессионал -- космополит, но не слишком ли мы разбрасываемся талантами?
Ольга ЕРМОЛИНА