|
|
N°56, 31 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Черное золото» в обмен на гробы
ООН не остановила войну. Зато прибрала к рукам иракские нефтедоллары
Глубоко разделенный войной в Ираке и в значительной мере из-за этого парализованный Совет Безопасности ООН нашел наконец повод выказать сплочение и единодушие. Все без исключения 15 членов СБ проголосовали в минувшую пятницу за возобновление ооновской программы гуманитарной помощи Ираку «Нефть в обмен на продовольствие» (ее объем исчислялся почти 10 млрд долл. в год). Из-за войны в программу внесены изменения. Раньше ООН лишь наблюдала за тем, как распределяют помощь иракские власти. А сейчас сотрудники организации займутся этим сами, без иракцев, через существующую сеть из 450 тысяч распределительных центров.
Программа была начата в декабре 1996-го. Она предусматривала обеспечение иракского населения продуктами питания, питьевой водой, лекарствами и другими предметами первой необходимости, включая даже технику и оборудование, но только не военного назначения. Самостоятельно Багдад этого делать не мог из-за санкций, наложенных на него за агрессию против Кувейта в 1990 году.
Перед началом американского вторжения Генсек ООН Кофи Аннан по просьбе США отозвал все три сотни сотрудников, занимавшихся приемом поставок и соответствующим контролем. Теперь эти сотрудники снова востребованы (зарплату они получают с доходов от иракской нефти). На настоящее время одобрено и заключено контрактов и сделок с поставщиками на 2,4 млрд долларов. Иностранные поставщики рады резолюции -- они получили шанс вернуть свои деньги и даже заработать еще. Причем вести переговоры по поставкам они будут напрямую с ООН, без дотошных иракцев, сидящих в осажденном Багдаде.
Решение Совбеза, однако, не гарантирует немедленного возвращения ООН в Ирак. Скорее всего это произойдет не скоро, ведь экспорт нефти из Ирака, мягко говоря, сильно затруднен. По словам Аннана, только «военная ситуация на месте может дать ответ, как скоро мы вернемся к практической работе». Резолюция дала Кофи Аннану 45 дней на одно лишь внесение изменений в систему распределения гуманитарной помощи «в соответствии с обстоятельствами». Однако кое-какие суммы на иракских счетах ООН имеются и сейчас.
Принятие резолюции имело и символическое значение для Объединенных Наций как некое свидетельство того, что они не стоят в стороне от самого острого на сегодняшний день конфликта. Довольны и США, и их оппоненты, такие как Германия и Франция.
«Это возможность позаботиться о гуманитарных нуждах иракского народа за счет использования иракских ресурсов. Президент доволен таким исходом», -- заявил пресс-секретарь Белого Дома Ари Флейшер. Улыбается и представитель Германии в ООН Гюнтер Плойгер, который был главной движущей силой по проталкиванию резолюции: «Это хороший день для ООН, для Совета Безопасности и, я надеюсь, для страдающего народа Ирака». Оптимистично настроен и французский посланник в ООН Жан-Марк де Ласаблиер: «Совбез восстановил единство, и это очень важно». От посла Великобритании публичных восторгов не последовало, но есть все основания предполагать, что Лондон удовлетворен таким исходом, поскольку гораздо больше Вашингтона заинтересован прикрыть свое участие в войне любым листочком, на котором бы значилось слово «ООН».
Россия и Сирия до последнего сопротивлялись принятию этой резолюции, полагая, что так или иначе она представляет собой шаг к легализации американо-британского вторжения в Ираке. Российские дипломаты говорили корреспонденту газеты «Время новостей», что для продолжения гуманитарной программы вовсе не нужно было принимать никаких дополнительных резолюций. Ведь, по сути, программу-то никто не отменял. Но их пыл был охлажден: союзники по осуждению войны Германия и Франция на этот раз дали твердо понять, что они за принятие документа. Чтобы не оказаться в изоляции и не выглядеть нелепо, голосуя против гуманитарной помощи страдающему населению Ирака, Москва и Дамаск не стали разрушать консенсуса.
Правда, для сохранения лица им удалось вынудить Вашингтон на некоторые редакционные поправки. Так, в американском проекте было записано, что Генсек ООН координирует реализацию программы «Нефть в обмен на продовольствие» со «всеми заинтересованными властями», что как бы включает и членов антииракской коалиции. В окончательном варианте оставлена только формулировка о «необходимой координации».
Иракская сторона в редакционные тонкости вникать не пожелала. Ее представитель в ООН Мухаммад Аль-Дурри распространил среди членов Совбеза письмо министра иностранных дел Ирака Наджи Сабри, в котором резолюция названа «частью американской и британской агрессивной войны». А от себя дипломат добавил, что в ооновском решении телега ставится впереди лошади. «Это голосование лишено всякого смысла, -- считает Аль-Дурри. -- Идет война, и сначала надо решить вопрос о мире, а потом заниматься гуманитарной помощью». Эта помощь действительно не поступит в Багдад и другие осажденные города до тех пор, пока их не возьмут американцы, если получится. А США и Великобритания явно намерены использовать программу для того, чтобы «купить» за счет иракских же богатств несчастных и усталых людей, дожидающихся воды и хлеба на оккупированных территориях. Зрелищ они уже получили.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон