|
|
N°56, 31 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
России назначили стрелку
Переход на летнее время опять породил споры о стрессах и электричестве
В прошедшие выходные стрелки всех часов в нашей стране были переведены вперед. Переход на летнее время первыми почувствовали в Кремле. Мастерам в ночь на воскресенье пришлось, отключив у главных часов страны старинный управляющий механизм и машину для боя, вручную переводить стальные стрелки на шестиметровом циферблате. «Украденный» час вскоре заметили те, кому пришлось в воскресенье идти на работу, -- спать довелось на час меньше. А уже сегодня вставать на час раньше, собрав волю в кулак, были вынуждены все работающие россияне. Впрочем, многие ученые настаивают на том, что преждевременная побудка практически не отражается на самочувствии сограждан. Как сообщили в Российской академии медицинских наук, «лишь немногие будут ощущать дискомфорт, который пройдет уже через одну-две недели».
Однако региональные специалисты со своими столичными коллегами не согласны. Например, в Иркутском государственном медицинском университете, где на протяжении последних лет активно изучаются вопросы влияния временных «подвижек» на организм человека, считают, что каждый сдвиг стрелок во всероссийском масштабе оборачивается многочисленными стрессами. По мнению заведующего кафедрой нормальной физиологии ИГМУ Леонида Корытова, особенно трудно привыкают к «новому» времени люди, страдающие хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и дети. «В период перехода на летнее время резко возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, снижается работоспособность, увеличивается количество суицидов», -- заявил он. В свою очередь в центре не верят в правоту утверждений из регионов. Согласно заявлению заместителя начальника управления метеорологии Госстандарта Альберта Демичева, «официальные исследования и статистические данные не подтверждают негативного влияния летнего времени на организм человека».
Впрочем, нет единства не только в вопросе о психологической и физиологической целесообразности временных сдвигов. Экономический эффект перехода на сезонное время также до сих пор остается темой для дискуссий. В РАО «ЕЭС России» продолжают утверждать, что при продлении светового дня экономится порядка двух миллиардов киловатт электроэнергии в час. В Госстандарте такой подсчет считают слишком механистическим. В 1908 году, когда инженеры в Великобритании впервые предложили удлинить световой день таким образом, возможно, экономия действительно была существенной и стоила нервных потрясений простых людей. Но сегодня быт устроен иначе. «В прошедшем столетии во всем мире произошло смещение времени активной деятельности человека на более поздние часы, поэтому время отхода ко сну у большинства людей приблизилось к полуночи, -- сказал г-н Демичев. -- А следовательно, увеличилась и потребность в искусственном освещении».
Но все эти дискуссии -- даже если они проходят и в стенах Государственной думы -- пока не находят отражения в реальной жизни. Парламентарии во всяком случае пока отказались менять привычный для энергетиков ритм и зарубили недавно законопроект «О переходе к поясному времени». В результате Россия осталась в числе 100 стран мира, предпочитающих подкручивать стрелки часов весной и осенью. Кстати, на территории бывшего Советского Союза три государства -- Узбекистан, Таджикистан и Туркмения -- уже избавились от этой введенной в СССР в 1981 году привычки.
Примечательно, что переход на летнее время в этом году в нашей стране опять случился в рамках общеевропейского сдвига по времени и практически не отразился на транспортном сообщении с соседями по континенту. А вот Вашингтон, с которым Москва в последнее время с трудом договаривается по ряду политических вопросов, стал на час ближе. Правда, уже через неделю, 5 апреля, США тоже переведут стрелки на час вперед.
ФОТО: Настоящий стрелочник
Анна ШПАК