|
|
N°55, 28 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайцы думают, что США обижают Ирак
Возможность решения иракской проблемы через Совбез ООН зависит от позиции пяти постоянных его членов, в том числе Китая. Как выглядит ближневосточный кризис с точки зрения этой страны, газете «Время новостей» рассказал авторитетный исследователь, директор Института международных проблем при Университете Цинхуа ЯНЬ СЮЭТУН.
-- Как восприняло иракскую войну китайское общество и политическое руководство страны?
-- Начало войны несколько встревожило население. Хотя людям было известно об объявленном США 48-часовом ультиматуме, не все были готовы к тому, что война разразится сразу по истечении этого срока. Это стало неожиданностью. Китайское телевидение вело в тот день непрерывную передачу с места событий, в такой форме иностранная новость подается у нас впервые. За прошедшую неделю люди несколько успокоились, они меньше сидят у телевизоров, меньше обсуждают войну. В народе преобладает убеждение, что Америка обижает Ирак, опираясь на военное превосходство. Интеллигенция разделилась: сторонники общего мнения и приверженцы либеральной идеологии ведут в Интернете спор о том, стоит ли поддерживать действия США.
Реакция властей последовала через несколько часов после начала событий. Она мало отличалась от позиции других крупных государств -- Китай четко высказался против войны. В правительственных заявлениях все настойчивее звучит тема возвращения действий США в рамки ООН.
-- Китай хочет вернуть события в рамки ООН прямо сейчас или после того, как США разгромят Ирак?
-- Отличие китайской позиции от французской в том, что Китай не заявлял, что послевоенная реконструкция Ирака должна проходить под эгидой ООН. Речь идет лишь о том, что ООН должна добиться скорейшего прекращения войны. Я думаю, что реализовать китайское предложение в нынешних условиях крайне трудно -- США на него не согласятся. Но эта инициатива позволит ООН развернуть широкое обсуждение и оказать политическое давление на США. Америку заставят как минимум думать о невинных жертвах среди мирного населения. США должны почувствовать, что войну надо заканчивать побыстрее.
-- Как скажется военная акция США на международном авторитете ООН?
-- Америка нанесла удар по мировому порядку, сложившемуся за 13 лет после окончания «холодной войны». Все это время, если США предлагали применить военную силу против какого-то государства, то они могли заручиться поддержкой большинства стран или их молчаливым согласием, не сталкиваясь с противодействием. На этот раз односторонняя акция США ослабила координацию действий крупных держав в рамках Совбеза. В будущем Америке будет очень трудно добиться от членов СБ ООН поддержки при голосовании по поставленным ею вопросам. А без взаимодействия крупных держав авторитет Совбеза ООН в общемировых делах уменьшится, принятие единых резолюций станет затруднительно. Хотя крупные державы координируют ныне свои действия меньше, чем в последнее десятилетие, статус Совбеза не понизился по сравнению с годами «холодной войны».
-- Один из российских военных экспертов предположил, что после агрессии США в Ираке материковый Китай может напасть на Тайвань. Связаны ли эти вопросы?
-- Это две совершенно разные в правовом отношении проблемы. Одно дело -- применение Китаем оружия для воссоединения страны, совсем другое -- устранение затруднений в отношениях между США и Ираком путем военных действий со стороны Америки. Легитимными действия США в Ираке могли сделаться только по решению ООН. Китаю отдельное одобрение ООН для военного решения тайваньской проблемы не требуется. Для легитимности ему достаточно положения Устава ООН относительно сохранения территориальной целостности. Юридически остров Тайвань является частью Китая, как и Чечня -- частью России.
-- За несколько дней до начала войны в Ираке в КНР появился новый министр иностранных дел -- Тан Цзясюаня сменил его заместитель Ли Чжаосин. Повлияет ли эта перестановка на эффективность антикризисных усилий китайской дипломатии?
-- Уверен, что замена министра никак не скажется на нашей внешней политике. Дело в том, что эта политика определяется не главой МИДа, а высшим руководством страны на уровне постоянного комитета политбюро компартии Китая. Вертикаль выстраивается следующим образом: сперва идет постоянный комитет политбюро, далее следует политбюро и лишь потом стоит глава МИДа. Сам министр, кстати, членом политбюро не является. Наш МИД проводит в жизнь утвержденную наверху внешнеполитическую линию.
-- Если простым китайцам не нравится эта война, почему они не проводят антиамериканские демонстрации?
-- Начнем с того, что на первом месте для китайского правительства стоит стабильность внутри страны. Власти поддерживают антивоенную позицию населения, но не поощряют антивоенные акции. Они опасаются, что к таким акциям смогут присоединиться люди, преследующие иные политические цели. Поэтому, если китайские неправительственные организации захотят провести антивоенную манифестацию, им надо будет получить кучу разрешений, а это очень хлопотное дело. А без поддержки властей проводить такие мероприятия затруднительно.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ