В распоряжении газеты «Время новостей» оказались предложения по реформированию газовой отрасли, подготовленные Санкт-Петербургским государственным горным институтом. Этот документ был направлен президенту страны ректором института Владимиром Литвиненко еще в середине января, о чем он тогда заявлял в
интервью газете «Время новостей». По сравнению с уже известными общественности концепциями Минэкономразвития и «Газпрома» эти предложения выглядят более конкретными и похожи на программу действий по реализации реформы. По содержанию они представляют собой синтез идей ведомства Грефа, газового монополиста и других производителей газа. Г-н Литвиненко сообщил газете «Время новостей», что под ними подписались независимые производители газа и нефтяные компании, планирующие развивать свой газовый бизнес.
«В силу того, что газовая отрасль является одной из несущих конструкций российской экономики, ее реформирование должно проводиться эволюционным путем», -- говорится в документе. По мнению авторов, общий срок реформирования составит «не менее 8--10 лет». «Вместе с тем, -- пишут они, -- надо понимать, что реформирование газовой отрасли невозможно без реструктуризации «Газпрома». При этом отмечается, что ее «также необходимо провести плавно».
На первом этапе, который планируется завершить к 2006 году, г-н Литвиненко предлагает прежде всего «реализовать принцип перехода к раздельному учету затрат на добычу, транспортировку и реализацию газа». Для этого необходимо сформировать 100-процентные «дочки» концерна по видам бизнеса с сохранением за «Газпромом» «функций управляющей компании». Тем самым будет выполнено одно из фундаментальных требований Минэкономразвития о внутрикорпоративном разделении компании по основным направлениям деятельности. При этом основные фонды останутся на балансе головной компании, на чем всегда настаивало руководство «Газпрома», и будут сдаваться «дочкам» в аренду.
Одновременно уполномоченный орган (ФЭК) будет утверждать единые для всех игроков экономически обоснованные тарифы на транспортировку газа, в которых будет предусмотрена не только инвестиционная составляющая, но и норма прибыли. Гарантируются равные условия доступа к трубе и предоставление информации о наличии или отсутствии свободных мощностей со стороны ЦПДУ, которое войдет в транспортную «дочку». Авторы не исключают продажи «отдельных производственно-технологических комплексов (таких, как «Оренбурггазпром» или «Астраханьгазпром», в значительном объеме производящие непрофильную продукцию) с целью использования вырученных средств на инвестиционные нужды» в основных сферах деятельности.
Кроме того, предлагается создать двухсекторную модель рынка, где свободная торговля газом на первом этапе составит 10--20%. Причем «Газпром» получит право продавать по рыночным ценам не более 5% от лимитов поставок внутри страны, что на этот год составляет порядка 14 млрд кубов. Кроме того, площадки, где газ будет продаваться по свободным ценам, не должны входить в структуру «Газпрома», доступ независимых производителей к транспортным мощностям будет регулировать полномочный государственный орган. Но главное -- составление баланса газа должно быть передано от «Газпрома» в Минэнерго и Минэкономразвития, которые будут это делать «публично и в соответствии с заявками потребителей».
На первом этапе должна быть проведена подготовительная работа к дальнейшему развитию рынка. В документах говорится о необходимости разработать порядок доступа не входящих в структуру «Газпрома» производителей газа к экспорту в страны ближнего и дальнего зарубежью. Причем если в отношении освоенных «Газпромом» рынков принцип единого экспортного канала предлагается сохранить, то поставки, к примеру, в Азиатско-Тихоокеанский регион с самого начала должны строиться как совместные «с учетом реального вклада» «Газпрома» и остальных участников в создание инфраструктуры.
Кроме того, должны быть разработаны поправки в российское законодательство, которые отменят право «собственности «Газпрома» на единую систему газоснабжения» и закрепят ее за государством. Они установят равную степень ответственности всех пользователей системы за надежность газоснабжения, а также перечень секторов и объектов стратегического и социального значения, снабжаемых газом по льготным ценам за счет дотаций из бюджета. До 2006 года нужно будет подготовить базу к либерализации рынка акций «Газпрома» и дифференцированного порядка налогообложения газодобычи в зависимости от геологических и климатических условий, а также степени выработки месторождений.
На втором этапе -- в 2006--2010 годах-- все эти идеи будут воплощены в жизнь. Вдобавок произойдет расширение свободного сектора газового рынка до 50--60% от общего объема поставок внутри страны. Правда, «Газпром» не сможет продавать по свободным ценам больше, чем остальные участники, вместе взятые. А на третьем, который предположительно завершится в 2013 году, транспортная составляющая выводится из «Газпрома», а газовая отрасль начинает функционировать так, как сейчас работает нефтяная. При этом отменяется госрегулирование цен на газ с сохранением за государством полномочий по утверждению транспортных тарифов.
Пока перспективы этих предложений не ясны. В правительстве о них знают, но официально они еще не рассматривались. Не исключено, что это произойдет в рамках подготовки согласованной программы реформирования отрасли, которую премьер поручил завершить к маю.