|
|
N°167, 15 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
S&P оценит вашего начальника
Мировой рейтинговое агентство запустило новый продукт в России
Вчера одно из крупнейших мировых рейтинговых агентств Standard & Poor`s объявило о запуске глобальной программы по предоставлению услуг в области оценки качества корпоративного управления. Агентство будет как присваивать заинтересованным компаниям общий рейтинг, так и оценивать отдельные его компоненты. Примечательно, что новый глобальный продукт агентства стартует именно в нашей стране. «Для запуска проекта в России есть две причины -- огромный потенциал рынка, где большую роль играют именно проблемы в области корпоративного управления, и наличие здесь серьезной ресурсной базы агентства», -- заявила директор российского представительства S&P Синтия Стоун.
О создании подобного рейтинга речь шла еще до августовского кризиса, но только в этом году созданная агентством методология была опробована в рамках пилотного проекта на пяти российских компаниях: "Вымпелком", "Ростелеком", "Сибнефть", "Мостотрест" и АО "Дербеневка". Как видно, охват компаний очень широк -- от "голубых фишек", широко представленных на внешних рынках, до производителя дрожжей "Дербеневка" с годовым оборотом в 10 млн долларов. При этом "Ростелеком" и "Вымпелком" решили опубликовать результаты исследований агентства, а "Сибнефть" заявила вчера о желании внести изменения в устав компании в соответствии с пожеланиями Standard & Poor`s.
О важности культуры корпоративного управления говорят давно и много, достаточно вспомнить хотя бы слова главы Всемирного банка Джеймса Вулферсона о том, что корпоративное управление -- важнейший элемент развития любой экономики. Однако, как справедливо заметил вчера управляющий директор департамента глобальных развивающихся рынков S&P Джордж Даллас, никаких практических шагов для оценки качества управления до сих пор сделано не было. «Не было стандартов и кодексов поведения, представления об особенностях корпоративного управления для некоторых организаций. Поэтому сейчас нужен практический механизм, который стимулировал бы тех, кто будет следовать появляющимся стандартам управления, и наказывал тех, кто им не будет следовать», -- добавил он.
Новый рейтинг должен стать подобным инструментом. По словам Джорджа Далласа, недавнее исследование показывает, что инвесторы готовы платить существенные премии (до 30%) при покупке компаний, имеющих высокие рейтинги корпоративного управления.
Из российских ведомств созданием кодекса корпоративного управления уже озаботилась ФКЦБ. Пока же специалистам Standard & Poor`s приходится опираться на собственные представления о ситуации в России. «Перед тем как оценивать конкретные компании, мы анализируем общую ситуацию в стране. Мы не формируем стандарты управления -- мы оцениваем компании на основе имеющейся среды», -- пояснил директор службы рейтинга и оценки корпоративного управления Standard & Poor`s Ник Брэдли. Так что получаемый рейтинг можно будет использовать только в том случае, если компании находятся в приблизительно одинаковых условиях. То есть российская и, например, немецкая компании, получившие одинаковый рейтинг по 10-балльной шкале, будут совершенно несравнимы.
Тем не менее полученный рейтинг может оказаться очень полезным для компаний, так как позволит им отделить себя в сознании инвесторов от своих конкурентов, не имеющих рейтинга. Кроме того, информацию, полученную в ходе обследования, не обязательно раскрывать -- ее можно использовать для усовершенствования собственной системы корпоративного управления.
А работать есть над чем. Так, по словам менеджера проекта корпоративного управления в России Юлии Кочетыговой, ни одна из обследованных компаний не раскрывает информацию должным образом. Структура собственности и взаимоотношения с аффилированными структурами также непрозрачны, что затрудняет оценку бизнеса инвесторами. Значительные проблемы существуют и в работе советов директоров. А говорить об открытости информации, касающейся вознаграждения высшего менеджмента, и вовсе смешно. Так что неудивительно, что всего две компании решились опубликовать данные проведенных агентством обследований.
Между тем Standard & Poor`s предсказывает новой услуге большее будущее. Сегодня уже около десяти компаний всерьез задумываются о проведении подобных работ, несмотря на их высокую стоимость. Больше заинтересованы в этом, конечно, инвесторы: подобная информация может оказаться ключевой при принятии решения о вложении средств. Джорж Даллас не исключает возможности того, что потенциальный стратегический инвестор будет заказывать и оплачивать обследование той или иной компании. Вполне вероятно, что именно такая схема станет особенно популярной в России.
Николай КУЗНЕЦОВ