|
|
N°55, 28 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без нас
Иран и Туркмения согласились делить Каспий
Первые результаты туркмено-иранских консультаций по вопросам статуса Каспия, проходящих в Ашхабаде, принесли сенсацию. Стороны договорились о разделе южного сектора Каспийского моря и о совместном освоении ресурсов в этой зоне. Туркменский правительственный источник сообщает, что Ашхабад и Тегеран намерены разграничить морское дно «в строгом соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву, нормами и принципами международного права».
Туркмения и Иран в отличие от трех других прикаспийских государств -- Азербайджана, Казахстана и России -- до сих пор отказывались от принципа двухсторонних договоренностей по разделу Каспия в целях его недропользования. Более того, Тегеран, упорно настаивавший на принципе деления Каспия на пять равных частей и, соответственно, на доле в 20% от морской акватории, неоднократно заявлял, что не признает подобные договоренности, достигнутые сторонами в треугольнике Астана--Москва--Баку. Однако соглашения трех стран обеспечили законодательную базу для привлечения инвестиций в освоение нефтяных месторождений на Каспии и создали очевидные экономические выгоды, что вынудило и Тегеран пойти по этому пути.
Остается неясным, что конкретно скрывается под туркмено-иранскими ссылками на Конвенцию ООН по морскому праву. Ведь она предполагает введение под юрисдикцию страны 12-мильной прибрежной зоны, затем экономической зоны шириной до 300 миль и еще морского шельфа. Но ширина Каспия на юге не достигает 300 миль, поэтому возникает вопрос, насколько широкими согласились считать свои зоны Иран и Туркмения и не затрагивает ли это интересы соседствующего с ними Азербайджана? Интересно и другое: означают ли ашхабадские договоренности, что Тегеран фактически отказывается от претензий на 20% моря? Кроме того, вызывает удивление, что Иран, постоянно напоминавший о необходимости соблюдать положения советско-иранских договоров 1921 и 1940 годов, которые не предусматривают создание национальных секторов на Каспии, вдруг заговорил о таких секторах.
Но в любом случае итоги туркмено-иранских консультаций скорее всего будут с интересом восприняты в Москве. Тем более что российские дипломаты приложили немало усилий, чтобы убедить иранских коллег примкнуть к совместным работам на нефтяных полях на прилегающих к Ирану туркменских участках каспийского шельфа, для освоения которых уже создано российско-туркменское СП «Зарит».
Аркадий ДУБНОВ