Время новостей
     N°55, 28 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.03.2003
А теперь -- дискотека!
Чебоксарские тракторы завоевывают клиента «Простыми движениями»
Состоявшаяся вчера презентация нового бренда чебоксарского завода «Промтрактор» -- легкого бульдозерно-рыхлительного трактора «Четра» Т-11 -- сопровождалась театрализованным шоу-балетом. Четыре громоздких 16-тонных Т-11 старательно выписывали круги и махали в разные стороны ковшами и зубьями под «Лебединое озеро» Чайковского, которое неожиданно сменилось «Простыми движениями» дуэта «Тату». Последнее, по замыслу организаторов, должно было продемонстрировать, что чувашские тракторы завоюют мир так же, как две российские девочки -- европейские хит-парады. Столь необычное шоу, признался газете «Время новостей» один из руководителей завода, -- перенятый у западных конкурентов пиар-ход. И рассчитан он в основном на завоевание московского рынка. Среди потенциальных клиентов нашлись ценители «балета» -- один из «танцоров» с показательного полигона сразу же отправился на испытательный срок в «Моспромстрой». Еще три трактора уже испытываются другими подрядчиками правительства Москвы -- управлением механизации №25 и «Мосстроймеханизацией-5», последняя пообещала купить в этом году 130 тракторов.

По словам гендиректора компании «Гранд-Трактороресурс» (официальный дилер «Промтрактора») Евгения Алексеева, первое место по объему покупок занимает Якутия (300 млн руб.), московский же рынок невелик -- порядка 84 млн руб. в год, из которых большая часть приходится на детали для уже порядком поизносившихся тяжелых Т-25, занятых в дорожном строительстве столицы. Первый замгендиректора «Промтрактора» Николай Громов рассказал газете «Время новостей», что в перспективе планируется занять 70% рынка Москвы, который на 32--35% состоит из импортных машин. Пока же на столичных дорогах чаше встречаются американские Caterpiller. «Владимир Ресин, курирующий строительный комплекс в городском правительстве, больше симпатизирует импортным машинам», -- говорит источник, знакомый с ситуацией.

Однако гендиректор «Промтрактора» Семен Млодик уверен, что «у Caterpiller в секторе вспомогательных машин (легкие тракторы. -- Ред.) нет шансов», поскольку Т-11 в 2,5 раза дешевле западных конкурентов. И хотя он дороже российских аналогов в 1,5 раза, но намного опережает их по техническим характеристикам. Цена Т-11, как уверяет г-н Млодик, равна первому платежу за Caterpiller (который стоит 1,9 млн руб.). В неофициальных беседах руководители завода сообщили, что планируют за счет этого преимущества занять 30% на рынке легких тракторов, потеснив Т-170 Челябинского тракторного завода.

Пополнить клиентскую базу чебоксарцы в основном рассчитывают за счет российских промышленников. Вчерашнее шоу неофициально посетили представители ЛУКОЙЛа, «Норникеля», АЛРОСА, ТНК, ЮКОСа, «Мосэнерго», РАО «ЕЭС», «Газпрома». По данным официального дилера «Промтрактора», основными клиентами завода являются золотодобытчики и угольщики, а вот нефтяники и газовики, хоть и закупали ранее в Чебоксарах небольшие партии тяжелых тракторов, все же предпочитают импортные машины. Однако на заводе специально для ТЭК собираются представить в июне трубоукладчик и колесный погрузчик. Финансовый директор «Промтрактора» Вадим Калабашкин уверен, что все крупные инвестиционные проекты (нефтепровод в Китай, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», освоение Ямала) будут проходить с участием чебоксарской техники.

Как стало известно газете «Время новостей», вчера был заключен контракт с МПС на сумму 10 млн долл. (25 тракторов Т-35 и 20 тракторов Т-11), а ранее с «Северной нефтью». Ведутся переговоры с «Газпромом» о покупке 50 машин, столько же собирается купить «Стройтрансгаз». Уже есть договоренности с подрядчиками московского правительства на 20 машин, но с самим столичным правительством переговоров никаких пока не было.

За рубежом чебоксарцы уже заняли определенную нишу. По словам г-на Млодика, завод уже получил 40 млн долл. от выигранных у зарубежных конкурентов тендеров, продукцию еще на 20 млн долл. предстоит реализовать. Особенно пригодятся, по словам главы завода, новенькие Т-11 для восстановления Ирака, с которым «Промтрактор» ранее уже заключил контракт на 282 машины (из них 100 штук Т-11) на сумму 34 млн долларов.

Новому проекту «Промтрактора» благоволит и российское правительство. Замглавы Минпрома Сергей Митин, которому представление, видимо, очень понравилось, рассказал, что по двум из семи российских тракторных заводов, «Промтрактору» и «Ростсельмашу», принято отдельное постановление правительства о реструктуризации долгов.

«Промтрактор» производит более 2 тыс. тракторов в год и занимает 3-е место в мире среди производителей тяжелых агрегатов после американской Caterpiller и японской Kamatsu. На рынок легкого тракторостроения «Промтрактор» выходит впервые. Модель Т-11 предназначена для дорожных и строительных работ в промышленном, дорожном, нефтегазовом, гидротехническом строительстве и добычи горнорудных ископаемых открытым способом. Сегодня уже готово 100 машин, а к 2007 году объем продаж должен достигнуть 1200 штук.

Яна ВИКТОРОВА