|
|
N°167, 15 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Детектор образования
Реформа школы начнется в экспериментальных регионах
Все-таки российское учительство -- это сила. Представители педагогической общественности продемонстрировали это утром во вторник перед парламентскими слушаниями, на которые была вынесена концепция новой образовательной реформы. Они едва не снесли металлодетекторы на входе в Государственную думу, практически парализовав проход в здание даже для тех, кого насущные проблемы образования волнуют мало. И пятиминутного наблюдения за толпой, желающей почтить своим присутствием парламентские дебаты, хватило бы, чтобы убедиться: в сфере образования действительно сильнейший кризис.
Несколько сот педагогически настроенных людей пытались почему-то одновременно просочиться сквозь пост охраны и рамку металлодетектора. Бурные споры разгорелись еще до начала заседания. «Куда он лезет! И этот туда же!» -- восклицала явная сторонница реформирования с непременной оглядкой на социальную справедливость. Ей столь же громко вторили и отвечали идеологические союзники и противники: «Не надо обходить сзади, все равно не пройдете раньше нас!» «Он, видите ли, на слушания! А мы тут, по-вашему, что делаем?»
Вообще-то, ожидалось, что выяснение отношений будет происходить в Большом зале Думы. И конечно, на другой основе. Слушания организовал думский комитет по образованию и науке, у которого накопилось немало претензий к правительственному плану реформирования образования, вышедшему из-под пера экспертов Центра стратегических разработок. Да и у представителей либерального крыла педагогической общественности, в принципе согласных с образовательной стратегией власти, есть повод для критики -- например, за то, что в реформе практически не усматриваются интересы учительства. Защищать правительственную стратегию собирались лидеры правых фракций. Но серьезного столкновения не вышло.
Самым лапидарным, пожалуй, было выступление лидера думского «Единства» Бориса Грызлова. Он быстро сообщил, что его фракция будет поддерживать план правительства, и остался единственным, кто легко уложился в отведенные регламентом минуты. Борис Немцов и Григорий Явлинский также не продемонстрировали неприятия стратегии образовательных реформ, но каждый счел нужным в своем стиле обрисовать ситуацию в целом и высказать свои пожелания правительству.
Представители левых фракций и совета ректоров сетовали на то, что в России увеличивается объем платного обучения, не исполняются федеральные законы в части финансирования образования. В очередной раз критиковали идею введения единого общенационального экзамена по окончании школы, план перехода с нынешней системы финансирования образовательных учреждений к государственным именным финансовым обязательствам, предложения, касающиеся изменения системы выплаты стипендий. Однако в итоге эти мероприятия предстоящей реформы не были отнесены в разряд неприемлемых. В итоговом документе "Рекомендациях парламентских слушаний" отмечается, что они «требуют дальнейшего широкого обсуждения и апробации в экспериментальных регионах». Дальнейшее широкое обсуждение решено продолжить весной -- на следующих парламентских слушаниях, которые будут посвящены экономическим проблемам образования.
Кирилл ВАСИЛЕНКО, Олег ВОЛКОВ