|
|
N°53, 26 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Остались на кладе
Власти Сочи не отдали сокровища в Эрмитаж, но и не могут их сохранить
Под угрозой разрушения оказались предметы сочинского, или, как его еще называют ученые, «Мзымтинского» клада -- древние серебряные чаши с удивительной красоты орнаментами, фалары с изображениями сцен из греческих мифов, сделанные в виде дисков и крепившиеся на щиты, золотые пластины с тонкой чеканкой, служившие украшениями одежды, медный шлем воина, сарматские мечи и наконечники копий и дротиков. Все это богатство (26 предметов старины) лежит мертвым грузом в хранилище Государственного художественного музея Сочи. За шесть лет, прошедших со дня обнаружения клада, музей так и не нашел денег, необходимых для оплаты реставрационных и консервационных работ, которые позволили бы и сохранить ценности, и выставить их на всеобщее обозрение.
Первой из известных специалистов по древностям сочинский клад изучала реставратор высшей категории Государственного Эрмитажа Ольга Семенова. В экспертном заключении она написала: «Это сенсационная находка. Клад представляет собой уникальный комплекс памятников античного мира и включает изделия декоративно-прикладного искусства из золота и серебра, оружие и детали конской упряжи из железа, предметы быта из бронзы. Тематика рельефов на предметах, высокий уровень ювелирной техники, прекрасное качество исполнения позволяют с большой долей уверенности констатировать: это произведения ведущих художественных центров Древней Греции, выполненные в V--IV веках до нашей эры».
Позже, чтобы посмотреть на клад, в Сочи приезжали другие видные специалисты, и все они высказывали мнение, что его открытие сопоставимо по значимости для науки с открытиями Генриха Шлимана. То есть если бы сочинский клад раскопал и явил миру археолог, то он обрел бы не меньшую славу. Но его нашел оставшийся неизвестным житель села Казачий брод Адлерского района. Гражданин понял, что в его руки попали очень ценные вещи, и попытался их сбыть.
В 1997 году по городу поползли слухи о том, что кто-то продает древние вещи из золота и серебра. Один коллекционер показал серебряную чашу директору сочинского художественного музея Петру Хрисанову, который и обратился в местную службу Краснодарского краевого управления ФСБ. Оперативники начали расследование и вскоре вычислили злосчастного жителя Казачьего Брода. Они изъяли и потом передали в музей 22 предмета. Свое следствие провели и музейщики, выяснившие, что почти все население Казачьего Брода вело самодеятельные раскопки. По словам г-на Хрисанова, из-за безработицы люди жили, и продолжают жить сейчас, в основном заготовками грибов, ягод и плодов каштана. Они отлично ориентируются в лесу и знают, где сохранились фундаменты древних храмов и развалины крепостей. Там копали и, наверное, копают до сих пор. Подобная деятельность не возбраняется законом. Запрещено только утаивать находки...
Специалисты музея ходили по домам, кого-то просто уговаривали, кому-то платили. Так число предметов клада было доведено до 26. Ученые не сомневаются, что они действительно из одного клада, который был спрятан в синдо-меотском святилище, находившемся на горе на противоположном от села берегу реки Мзымты. Остатки этого святилища сельские «черные археологи» уничтожили практически полностью.
Предполагается, что сочинский клад -- это ценности, долгое время хранившиеся в одной семье и передававшиеся от поколения к поколению. Но однажды случилась какая-то беда, и люди в спешке спрятали свои сокровища в храме. Он потом сгорел, и глина, которая прикрывала клад, спеклась, надежно замуровав ценности. Благодаря этому они пролежали среди руин, не подвергшись тлену, более 2 тысяч лет. И главной особенностью сочинского клада считалась именно великолепная сохранность всех его вещей.
В 1997-м сочинцы пресекли попытки «центра» забрать ценности в один из столичных музеев, наивно полагая, что сумеют сами организовать выставку, которая наверняка вызвала бы ажиотаж и была бы прибыльным предприятием. Но переоценили свои силы, и теперь, если не будут предприняты соответствующие меры, сокровища могут исчезнуть навсегда, превратившись в пыль.
Кстати, сочинский клад, возможно, преподнесет ученым еще одно открытие. Среди его предметов есть один бронзовый сосуд диаметром полметра. Он слегка сплющен и до верха заполнен спекшейся глинистой массой. Разбить ее никто не решился. Сделать это должен только опытный реставратор, потому что в древности в таких сосудах хранили самые ценные вещи -- украшения из драгоценных камней и металлов и золотые монеты.
Игорь ГЛАНИН, Сочи