Время новостей
     N°53, 26 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2003
Дружили три товарища
В московский прокат выходят два очень разных фильма с похожими сюжетами
Российская молодежная комедия «Даже не думай» будет идти в большом количестве кинотеатров и сопровождаться агрессивной рекламной кампанией. Фильм Бахтиера Худойназарова «Шик» пройдет всего три дня в одном из залов мультиплекса «Формула кино». При этом оба фильма рассказывают в общем похожую историю -- про трех друзей, которые, тяготясь своей тусклой и не слишком удачной жизнью, решают изменить ее любыми, в том числе даже и криминальными способами. Помимо тройки молодых и малознакомых зрителю актеров, в обоих фильмах есть звездная составляющая: Ингеборге Дапкунайте, Николай Фоменко в «Шике», Игорь Ясулович, Дельфин (видимо, вместо Стинга) в «Даже и не думай» и Андрей Панин, сыгравший за обе команды. В фильме «Шик» герои -- трое приятелей-подростков из провинциального приморского городка, чьей мечтой стал шикарный костюм из местного бутика, обладание которым, по их представлениям, поможет изменить жизнь и добиться успеха. В «Даже и не думай» трое парней чуть постарше оказываются гораздо удачливее -- намерение овладеть сначала оружием, а потом и деньгами приводит юных друзей к столь неожиданному размаху, что они о таком даже не мечтали. При этом не только зачины, но и типажи героев очень похожи. На этом сходство и заканчивается.

Главное же различие в том, что «Шик», в чьем производстве участвовала не только Россия, но и Германия--Франция--Италия, принадлежит к авторскому, поэтическому кинематографу, а «Даже и не думай» -- продукт целиком отечественный -- типичный жанровый фильм, с необычным для местных условий сильным продюсерским участием. Трудно сказать, кто для картины важнее: режиссер-новичок без специального образования Руслан Бальтцер (он же, вместе со своей женой Анной Большаковой, писал сценарий) или продюсер Сергей Грибков, под чьим руководством творческая группа из трех часов первоначального продукта выкраивала фильм на час двадцать почти с двумя тысячами монтажных склеек.

Понятно, что для продюсера, чьей декларируемой задачей является получить доход от произведенной продукции, самое главное -- попасть в кассу, то есть понравиться как можно более значительному количеству потребителей. Поэтому фильм «Даже не думай» -- сплошное развлечение. В качестве примера для подражания выбрана успешная комедия Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола», и ее рецепт воспроизведен авторами на пятерку с минусом. Реплики короткие и смешные, типажи забавные, камера быстрая, саундтрек вполне качественный, приключения залихватские и при этом вполне последовательно и внятно изложены. К тому же есть анимационные вставки и даже полиэкран -- прием еще не частый и использованный очень грамотно. Минус приходится ставить за излишнюю старательность молодых актеров, которым явно не хватает расслабленности и легкости их западных сверстников, и за отсутствие неуловимой материи, которую можно было бы назвать самобытностью. Все-таки «Карты, деньги, два ствола», как ни называй Ричи британским Тарантино, остаются настоящей английской комедией. «Даже и не думай» -- всего лишь ее российская копия. Хотя и очень хорошая.

С другой стороны, в фильме «Шик» авторского, лирического, самобытного начала -- хоть ложкой ешь. Тут и замечательные виды приморского городка, и куда более точная игра актеров (Андрей Панин в «Шике» работает совсем другими, гораздо более тонкими красками, создавая запоминающийся и неожиданный характер), и настроение замкнутой, безысходной тоски взрослых на фоне природой заложенной в юных героях надежды. Однако ощущение вторичности не оставляет при просмотре этого вполне профессионального и хорошо снятого фильма. И видение праздничного парохода, и танцующие в тумане испанки, и портной на велосипеде -- все это уже много где было и давно надоело. Как будто смотришь дайджест по знакомым уже картинам -- Кустурицы, Наны Джорджадзе, Феллини...

Вот и думаешь: а если бы хороший и глубокий режиссер Худойназаров попал в жесткие лапы хорошего и авторитетного продюсера, вышел бы из фильма толк? Или жанровому и успешному кино противопоказано иметь дело с серьезным дарованием, а нужна лишь свежая молодая энергия новичков, готовых сочинять безбашенные сюжеты и слушаться старших? В конце концов, попытка того же Гая Ричи отбросить ходунки криминальной комедии и снять романтическую историю («Унесенная»), кончилась полным провалом.

Алена СОЛНЦЕВА