|
|
N°53, 26 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Танец озирается на камеру
В Петербурге проходит III международный фестиваль Dance on camera
Фестиваль начался в минувшую пятницу и продлится до этой субботы. В Москву он переедет в самом начале апреля -- но столичным жителям не видать открытых семинаров и мастер-классов по видеосъемке танца, не наблюдать за тем, как танец озирается на камеру, редактирует себя, учитывая ее взгляд. Москвичам достанутся лишь «сливки» фестиваля, его видеопоказы в Музее кино. Там представлены будут лучшие зарубежные образцы, ставшие учебными пособиями -- их изучали в Петербурге наши люди, решившие вникнуть в этот странный вид искусства, видеоданс.
Балетмейстеры долго использовали кино, а затем видеокамеру лишь в качестве второсортного архива. Выше всего ценилась (и ценится до сих пор) партия, переданная «из ног в ноги», хореография, воспроизведенная участником давнего спектакля. Лишь несовершенство хореографической нотации (расшифровываемой сложно и трудоемко) заставляло многих сочинителей танцев разрешать съемки. Когда к простой записи танцев стали причастны режиссеры телевидения -- открылся счет их преступлениям (вроде «выбрасывания» ненужных -- самых главных -- фрагментов) и хохмам (вроде замедления кадра, когда балерина нелепо повисала в воздухе секунд на двадцать). Балет так и не отладил толком своих отношений с видео -- жалкий рынок «классических» кассет тому подтверждение. Но зато игрушку схватил и с ней подружился современный танец.
Может быть, это искусство менее чопорно; может быть, у его творцов получше с самоиронией. Но камера и танец -- возятся, как щенки и котята в одной корзинке. У хореографов танцует камера; у операторов фокусируется танец. Монтаж перекраивает все и все переклеивает. В результате выкатывается к зрителям что-то совершенно новое, бодрое и занимательное. Петербургский институт Про Арте и местная школа танцев «Каннон Данс», упорно работающие просветители на ниве современного искусства, мечтают о тех временах, когда камеры отечественных хореографов будут так же свободны и изобретательны, как принадлежащие Филиппу Декуфле и Анне Терезе де Кеерсмекер, к примеру. И славно работают для того.
Анна ГОРДЕЕВА