|
|
N°53, 26 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» теряет деньги
Концерн переоценил свои возможности в сбыте нефти и конденсата
Совет директоров «Газпрома» вчера «принял к сведению информацию о мерах по созданию централизованной системы реализации нефти, жидкого углеводородного сырья и продуктов переработки». Это означает, что поддержки в получении доступа к экспорту нефти и конденсата концерн так и не добился. В результате выручка от их реализации будет гораздо ниже, чем запланировано в бюджете компании. В 2003 году концерн намеревался получить от продажи жидкого углеводородного сырья 38,4 млрд руб. (1,2 млрд долл.) -- в два раза больше, чем в 2002-м, а также в 2001-м.
Добиться столь ударного роста выручки «Газпром» собирался за счет экспорта четверти объема добываемой нефти и конденсата. Напомним, что именно с 2001 года газовый монополист лишился доступа к внешним рынкам жидких углеводородов: правительственная комиссия по доступу к магистральным трубопроводам под руководством вице-премьера Виктора Христенко посчитала, что концерн не имеет права на экспортную квоту, поскольку не сдает нефть в систему «Транснефти». В результате в 2001 году поступления снизились вдвое (до 502 млн долл.) по сравнению с 2000-м, когда концерн выручил за свои нефть и конденсат чуть более 1 млрд долларов.
Планы, записанные в бюджете текущего года, свидетельствуют, что сейчас «Газпром» всерьез решился вернуть потерянное. Для этого нужно было убедить г-на Христенко, одного из госпредставителей в совете директоров, изменить свою позицию, что, в частности, и предполагалось сделать на вчерашнем заседании. Планы концерна на этот год предусматривают добычу 8,7 млн тонн конденсата и выручку по этой статье в 1,2 млрд долл. На внешнем рынке «Газпром» предполагал продать 2,1 млн тонн конденсата, заработав около 360--370 млн долл. Впрочем, даже получив право на экспорт, собрать заложенные в бюджете 1,2 млрд долл. «Газпром» не смог бы.
Отсутствие экспортной квоты лишит концерн примерно четверти миллиарда долларов (стоимость 2,1 млн тонн внутри страны составляет 100 млн долл.). Получается, для того, чтобы концерн исполнил бюджет, тонна конденсата в России должна стоить больше 140 долл., хотя реальная цена на сегодня -- около 50 долл. «Непонятно, за счет чего «Газпром» собирался продавать втридорога свои жидкие углеводороды», -- говорит эксперт инвестиционной компании Brunswick UBS Warburg. Очевидно, что мерами по созданию комиссии, которая будет заниматься анализом цен и подготовкой тендеров по реализации нефти и конденсата (соответствующее решение принял совет директоров) этого не добиться.
Есть еще один любопытный аспект. Если в 2001 году «дочки» «Газпрома» добыли 10,2 млн тонн жидких углеводородов, годом позже -- 10,7 млн, то в текущем году этот показатель должен составить 8,7 млн тонн. Объяснить столь резкое падение вчера в пресс-службе концерна не смогли. Однако осведомленный источник в одной из «дочек» «Газпрома» сообщил газете «Время новостей», что это следствие той самой централизации сбыта нефти и конденсата, которую компания, не разобравшись, затеяла прошлой осенью. До этого продажей этого сырья занимались сами добытчики, которым было выгодно производить и продавать больше конденсата. С выходом директивы, предписывающей передать функции реализации в департамент «Газпрома» по маркетингу, переработке газа и жидких углеводородов, которым руководит Кирилл Селезнев, «дочки» потеряли заинтересованность в наращивании добычи. «В итоге часть этого бизнеса ушла в тень, что и выразилось официальным падением добычи», -- говорит собеседник. Стоимость «потерянных» 2 млн тонн на внутреннем рынке оценивается примерно в 100 млн долларов.
Совет директоров, как и предполагала газета «Время новостей», не стал одобрять порядок реализации газа внутри страны, который подготовил менеджмент «Газпрома», и отправил документ на доработку.
Алексей ГРИВАЧ