|
|
N°53, 26 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Министерства и ведомства считают собственные функции
Первые шаги административной реформы оказались не так успешны, как хотелось бы ее авторам. Одну из ключевых задач -- определение избыточных и дублирующих функций министерств и ведомств -- оперативно решить не удалось. Документ с анализом таких «пересечений» Минэкономразвития представило главе кабинета Михаилу Касьянову.
Премьер, однако, анализом (он, к слову, представляет собой объемный труд в 200 страниц) оказался недоволен. Направив документ руководителю рабочей группы по подготовке административной реформы Игорю Шувалову и двум его заместителям, Герману Грефу и Юрию Чайке, с поручением взять под личный контроль работу по определению избыточных и дублирующих функций, он наложил резолюцию: «Прошу лично ознакомиться с представленными материалами. Очевиден формальный и легковесный подход к решению важной задачи, поставленной президентом и правительством, -- проведению административной реформы». При этом г-н Касьянов предложил разбираться с каждым ведомством отдельно, по этапам. И для начала весной рассмотреть избыточные дублирующие функции не сразу всех министерств и ведомств, а двух-трех.
Претензии Михаила Касьянова трудно оспорить: главный методический принцип, положенный в основу доклада МЭРТ, -- добровольность. Ведомство г-на Грефа не само определяло избыточность и дублирование функций, а базировалось на тех материалах, которые поступили из министерств и ведомств. То есть на самооценках. Результат получился весьма занимательным. Большинство министерств и ведомств заявило, что у них нет избыточных и дублирующих функций. Среди них -- монстры российской исполнительной власти: Министерство обороны, Минфин, МНС, МПС, Минсельхоз, МАП, Минэнерго.
Среди добровольцев, которые нашли «соринку в собственном глазу», оказалось около десяти ведомств. Больше всего избыточных и дублирующих функций выявило за собой Министерство природных ресурсов -- 349 штук. Правда, это ведомство «забыло» представить в МЭРТ их перечень. Самокритичным и способным к анализу более других показало себя ведомство г-на Грефа. Оно заявило о 53 избыточных функциях, среди которых, к примеру, «разработка мер по обеспечению единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров и финансовых услуг». Подобные функции, по мнению представителя МЭРТ, носят декларативный характер -- и потому избыточны.
В числе потрудившихся с некоторой долей эффективности над своими избыточными и дублирующими функциями -- МИД, Министерство образования, ГТК, Минтруд и Минобразования. А вот представители Минпромнауки пошли особым путем. Они представили обширный перечень избыточных и дублирующих функций, но не своих, а других министерств и ведомств, в частности Минимущества и Минэкономразвития. Если так пойдет дальше, то министерства с успехом напишут «донесения» друг на друга и с подписью «доброжелатель» отправят их на рассмотрение тройки Шувалов--Греф--Чайка.
Между тем вчера вечером в газету «Время новостей» поступил пресс-релиз Минэкономразвития с высказываниями первого заминистра Михаила Дмитриева относительно документа, представленного в правительство. «Подготовка такого документа - лишь первый этап работы по выявлению избыточных и дублирующих функций министерств в рамках административной реформы. Половина из избыточных функций всех ведомств, представлена Минэкономразвития по нашему собственному ведомству. Многие отказались «разоружаться». Далеко не все ведомства проявили готовность выполнять поручение Премьер-министра», - отметил г-н Дмитриев.
Вера КУЗНЕЦОВА