|
|
N°53, 26 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лондон решает что делать с Березовским
Власти Великобритании приступили к рассмотрению вопроса об экстрадиции Бориса Березовского
Полиция Великобритании в понедельник вечером арестовала по просьбе России двух опальных олигархов -- Бориса Березовского и Юлия Дубова. Правда, арестантами они пробыли недолго. После соблюдения формальностей гг. Березовского и Дубова отпустили под залог в 100 тыс. английских фунтов за каждого. Как сразу подметили в Генпрокуратуре, в хищении именно такой суммы при мошенничестве с автомобилями ВАЗа и подозреваются «лондонские невозвращенцы». Теперь вопрос о том, экстрадировать или нет Березовского и Дубова, будет решать суд, и скорее всего эта процедура затянется надолго.
Генпрокуратура уже давно ведет охоту за Борисом Березовским. Еще в 1999 году ему предъявили обвинения в связи с делом о хищение средств «Аэрофлота». Позже обвинения были сняты, а сам олигарх перебрался в Англию. За границей г-н Березовский принялся активно «разоблачать» спецслужбы и власти России. Генпрокуратура ему отвечала уголовными делами. Вначале была выдана санкция на арест олигарха все по тому же делу «Аэрофлота» (в связи с вновь открывшимися обстоятельствами), а потом его еще обвинили в финансировании чеченских бандформирований. Самое «свежее» уголовное дело против Березовского было возбуждено прошлой осенью, и его другими фигурантами являются замгендиректора «ЛогоВАЗа» Юлий Дубов и предприниматель Бадри Патаркацишвили. Именно в связи с этим расследованием Генпрокуратура объявила предпринимателей в международный розыск, а в Англию и Грузию (там находится Патаркацишвили) отправила поручения об экстрадиции.
Суть претензий к беглым олигархам такова. В 1994--1995 годах ВАЗ отгрузил своему давнему партнеру «ЛогоВАЗу» 2033 машины на 60 млрд «старых» рублей. Однако деньги за них на завод не поступили. Руководитель ВАЗа Владимир Каданников неоднократно обращался к руководителям «ЛогоВАЗа» Березовскому, Дубову и Патаркацишвили с просьбой расплатиться, но это не помогало. Разрешить проблему, по данным Генпрокуратуры, в 1997 году взялся губернатор Самарской области Константин Титов. После долгих совещаний была применена следующая схема. Власти региона простили «АвтоВАЗу» долги перед местным бюджетом на 60 млрд рублей, а взамен получили от «ЛогоВАЗа» 6% акций этого предприятия. Завод в свою очередь списал долг «ЛогоВАЗа» за 2033 машины. Но, как посчитали следователи, ценные бумаги «ЛогоВАЗа» стоили гораздо меньше, и администрация Самарской области не может их продать до сих пор. Выручка же от сделок с машинами ушла на покупку коттеджей в Подмосковье, акций телекомпаний ОРТ, ТВ-6, журнала «Огонек» и т.д.
Прошлой осенью Генпрокуратура возбудила в связи с этой историей уголовное дело о мошенничестве и за короткий период допросила гг. Каданникова, Дубова (тогда он еще был в Москве) и Титова. После общения с последним следователи заявили, что выдали санкции на арест Березовского, Дубова и Патаркацишвили и объявили их в розыск. Также Генпрокуратура пригрозила наложить арест на имущество беглецов, приобретенное на преступные доходы. В ноябре в Англию был отправлен запрос с просьбой об экстрадиции Дубова и Березовского, а в минувший понедельник их пригласили к себе представители местного МВД. 2 апреля в Магистратском суде Лондона (там сейчас, кстати, рассматривается дело о судьбе Ахмеда Закаева) должны начаться предварительные слушания об экстрадиции олигархов. Процесс вполне может затянуться на несколько лет.
По просьбе корреспондента газеты «Время новостей» Борис Березовский прокомментировал последние события
-- Как проходила процедура вашего ареста?
-- Никакой процедуры ареста не было. Вчера меня пригласили в полицейский участок и там попросили прокомментировать документ из России. Я сказал, что это полная чушь.
-- В документе шла речь о хищение 2033 машин?
-- Да. Причем Генпрокуратура знает, что есть официальное заявление Каданникова, есть показания Титова, есть подтверждение Минфина о том, что сделка было абсолютно легитимной. Но сейчас идет политическая борьба, во время которой власти используют все методы, в том числе криминальные.
-- С чем вы связываете этот запрос Генпрокуратуры?
-- С тем, что я заявил о намерениях расследовать события в «Норд-Осте» и собираюсь баллотироваться в Госдуму.
-- Как долго продлился ваш арест?
-- Полчаса. Я и Дубов подписали все документы. С нашей стороны выступили люди, гарантировавшие явку в суд. Ими стали лорд Белл, Владимир Буковский и юрист, с которым я работаю. Также за меня и за Дубова было внесено по 100 тыс. фунтов залога. Это стандартная процедура.
-- Есть ли шанс у Генпрокуратуры заполучить вас из Лондона?
-- Есть. Он равен нулю.
-- Генпрокуратура обещала наложить аресты на ваши активы, к которым можно отнести и ИД «Коммерсант».
-- Власти в последнее время постоянно мне предлагают продать ИД «Коммерсант». Они заходят с разных сторон, но все это безрезультатно. Кому конкретно меня уговаривают продать «Коммерсант», говорить не хочу.
Александр ШВАРЕВ