Российские силовики вчера наконец смогли воочию ознакомиться с
масштабными структурными изменениями в их ведомствах, объявленными две недели назад президентом Путиным. Несмотря на то что 11 марта глава государства сказал, что все соответствующие указы -- о ликвидации одних федеральных структур, переподчинении и создании других -- уже подписаны, собственно текстов указов никто не видел. Администрация президента их огласке не предавала. Поэтому все последние объяснения и комментарии о грандиозной «силовой рокировке» носили «виртуальный» характер -- о ее деталях и технике проведения посвященные в этот вопрос лица рассказывали исключительно в устной форме, без каких-либо документов. Соответственно, по правилам государственной бюрократии формально ничего еще не происходило -- ФСНП, ФПС и ФАПСИ не упразднялись, вместо налоговой полиции не создавался Госкомитет по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ (Госнаркон) и т.д.
И вот вечером в понедельник дело с «силовой» реформой наконец сдвинулось с мертвой точки -- на официальном сайте администрации президента были размещены тексты около двух десятков соответствующих открытых указов, а вчера часть из них (которые вступали в силу с момента опубликования) появилась и в «Российской газете». Изголодавшиеся по достоверной информации силовики, изучив документы, вчера пребывали в смешанных чувствах. В целом указы детализировали объявленные ранее президентом планы структурных перестановок. Однако вместе с тем по целому ряду принципиальных пунктов они отнюдь ничего не разъяснили и, более того, даже привели к юридическому или как минимум логическому казусу.
Так, Виктор Черкесов формально оказался на новом посту раньше, чем создана сама эта должность - указ о его назначении главой Госнаркона, согласно тексту документа, вступил в силу со дня его подписания - 11 марта, а указ о собственно образовании Госнаркона - со дня опубликования, то есть - 25 марта.
Кроме того, не обошлось и без «сюрпризов». Как следует из указов, в перераспределение функций упраздненных «силовых» служб теперь вмешался новый и совершенно неожиданный «игрок» - Федеральная служба охраны (ФСО).
11 марта президент Путин среди прочего объявил, что функции упраздняемого ФАПСИ будут переданы ФСБ, Минобороны и СВР. Тогда сразу появились неофициальные комментарии, что основные «активы» ФАПСИ достанутся госбезопасности (военные и разведка претендовали на сравнительно незначительную часть наследства агентства). Из указа же «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности РФ» следует, что основным правопреемником ФАПСИ должна стать новая Служба специальной связи и информации при ФСО РФ. Впрочем, предметной ясности в вопрос, кто и как далее будет заниматься вопросами правительственной связи, указ президента так и не внес. Один из его пунктов предписывает ФСБ, СВР и ФСО только «представить предложения о перераспределении функций упраздняемой» ФАПСИ. Причем, внести изменения в Положения о своих службах - по поводу увеличения штатной численности и структуры за счет подразделений ФАПСИ - заинтересованные структуры должны только к 1 июня. Фактически, эти моменты подтвердили появившиеся раньше слухи о том, что задержка с оглашением текстов указов была вызвана яростными столкновениями о технике и деталях «силовой» реформы между разными «силовыми» и политическими группировками.
Не меньше вопросов президентские указы вызвали и по созданию Госнаркона. До сих пор вообще не было ясно, как он будет образовываться - просто на месте ФСНП, или при участии других спецслужб. Неразберихи добавляло и то, что до сих в России «главным» по наркотикам было МВД, в структуре которого до последнего времени действовало специальное подразделение. Ранее оно было на правах главка - ГУБНОН, а прошлой осенью опять же по президентскому указу было преобразовано в Госкомитет по противодействию незаконному обороту наркотиков при МВД.
Опубликованный вчера указ президента «Вопросы совершенствования государственного управления в РФ» эту коллизию разрешил - решено, что «федеральный» Госнаркон будет преобразован из «милицейского». Установлена и его численность - 40 тыс. сотрудников. Однако, объясняя, чем и как новая служба будет заниматься, текст документа поставил весьма непростые задачи. По крайней мере, наши источники в МВД по этому поводу находились в некотором недоумении.
Так, Госнаркону вменено осуществлять все функции по контролю за наркотиками, которые ранее были у МВД, включая и выполнение и соблюдение международных конвенций и договоров по всем вопросам контроля и противодействия наркотикам. Наблюдатели же отметили, что все договора заключались от имени МВД, а перезаключить их будет не просто - только двусторонних соглашений с другими странами мира милиционеры подписали более 70. Также оживленные споры вызвал и пункт указа о передаче Госнаркону функций МВД по предупреждению и пресечению наркопреступлений. Дело в том, что милицейский Госкомитет по наркотикам, как и ранее - ГУБНОН - занимался лишь основными, но далеко не всеми вопросами борьбы с наркотиками. В целом же этой проблемой так или иначе занимались занимались почти все милицейские службы - от участковых и патрульных, до ГИБДД. Не ясно, кто и как будет заниматься борьбой с наркотиками на период создания новой службы, который растянется в самом лучшем случае на полгода. По указу, представить только проект Положения о новом Госкомитете правительство должно до 1 июня. Но, при этом, если «милицейский Госнаркон со вчерашнего дня преобразован в «федеральный», все его сотрудники уже не являются работниками МВД и не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью (ОРД), поскольку в соответствующем федеральном законе о Госнарконе ничего не говорится. Конечно, все это формальности, но именно на формальностях строят всю работу адвокаты, которые положены всем обвиняемым, в том числе и в наркопреступлениях.
Стороной «неясности» обошли лишь погранслужбу, которая просто технически переподчинилась ФСБ, и, отчасти, ФСНП. Налоговая полиция будет упразднена лишь с 1 июля. И, соответственно, времени решить все проблемы у ее сотрудников будет достаточно. Впрочем, и тут без казусов не обошлось. Согласно указам, руководить создаваемой новой Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД будет замглавы МВД (на этот пост, как мы уже сообщали, назначен Сергей Веревкин-Рахальский). Однако, тот же указ говорит, что эта служба будет курироваться заммнистра внутренних дел- начальников службы криминальной милиции. Получается, что в МВД один замминистра будет находиться в подчинении у другого - по бюрократическим понятием просто нонсенс.