|
|
N°52, 25 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Механический балет
«Оскары» вручены в семьдесят пятый раз
В лос-анджелесском театре «Кодак» состоялось вручение наград Американской киноакадемии. Вел оскаровскую церемонию замечательный комик Стив Мартин (кстати, фильм с его участием под названием «Разрушая дом» вот уже третью неделю держится на первом месте американского хит-парада). Как и предполагалось, наибольшее число «Оскаров» досталось фильму «Чикаго», авторы которого «обналичили» шесть из тринадцати номинаций. Мюзикл о неожиданной связи американского шоу-бизнеса с американской же юриспруденцией времен сухого закона был признан лучшим фильмом года; Кэтрин Зита-Джонс, сыгравшая эстрадную диву-убийцу Велму, стала лучшей актрисой второго плана, а остальные «Оскары» достались фильму Роба Маршалла за монтаж, звук, костюмы и работу художника. Три «Оскара» по основным номинациям ушли к уже увенчанному каннской «Золотой пальмовой ветвью» «Пианисту» Романа Поланского. Самого его назвали лучшим режиссером; Эдриен Броди, сыгравший музыканта Владислава Шпильмана, пытающегося выжить в варшавском гетто, был назван лучшим исполнителем главной мужской роли, а сценарий Роналда Харвуда, адаптировавшего для экрана книгу воспоминаний реального Шпильмана, -- лучшим сценарием, основанным на литературном произведении. Самого Поланского на церемонии по понятным причинам не было: после скандала, связанного с растлением малолетней, въезд на американскую территорию заказан режиссеру под угрозой тюрьмы вот уже почти тридцать лет.
Игнорировать самое важное событие киногода позволяют себе немногие, тем более из числа явных претендентов на победу. Раньше этим был известен разве что Вуди Аллен, предпочитавший «Оскару» игру на кларнете в джазовых клубах. Но на сей раз на церемонии были лауреаты, проигнорировавшие вручение наград по политическим соображениям: в «Кодак» не явился Эминем, ставший автором лучшей песни года «Теряя себя» из фильма «8-я миля». Еще один оскароносец не вышел на сцену по куда более печальной причине: выдающийся оператор Конрад Холл, признанный лучшим за свою работу в фильме «Проклятый путь», не дожил до церемонии нескольких месяцев. За Холла его третий и последний «Оскар» получал его сын.
Педро Альмодовар, выдвигавшийся на премию по двум номинациям -- как режиссер и сценарист, -- получил «Оскар» за сценарий собственной картины «Поговори с ней». Байопик Джули Теймор «Фрида» взял статуэтки за лучшую музыку (Эллиот Голденталь) и лучший грим -- по этой номинации в этом году почему-то было выдвинуто только две картины (вторая -- «Машина времени»), и выдающиеся брови Фриды Кало-Сальмы Хайек победили всех уэллсовских морлоков и элоев, вместе взятых. Всего один «Оскар» из четырех возможных достался «Адаптации» -- очередной абсурдистской фантазии от выдающегося клипмейкера и куда более обыкновенного режиссера Спайка Джонса («Быть Джоном Малковичем»). В «Адаптации» был отмечен только Крис Купер, ставший лучшим актером второго плана. Вторая часть «Властелина колец» по традиции прошла мимо основных номинаций и была отмечена только в области спецэффектов и монтажа звука.
Лучшим анимационным фильмом года стал шедевр Хаяо Миядзаки «Унесенная призраками», а лучшим иноязычным фильмом -- не всеобщий фаворит «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки и не грандиозный «Герой» Чжана Имоу, а фильм немки Каролины Линк «Нигде в Африке» -- о семье немецких евреев, отправившихся в Кению накануне начала второй мировой войны.
Главными же неудачниками на нынешней церемонии оказались «Часы» и «Банды Нью-Йорка». Фильм Стивена Долдри был выдвинут по целым девяти номинациям, включая лучший фильм, но получил только одну награду -- она досталась Николь Кидман, провозглашенной лучшей актрисой. А эпос Мартина Скорсезе о малоизвестных страницах становления американского общества и об обагренных кровью руках, что построили Америку, не получил вообще ни одной статуэтки -- при том, что мог получить целых десять.
Таким образом, итоги прошлого года подведены окончательно и обжалованию не подлежат. Хотя стоило бы, ибо безоговорочный триумф «Чикаго» все-таки смущает. Фильм этот на самом деле куда как неплох, местами остроумен и вызывает искреннее восхищение постановочными изысками и самоотверженностью звезд, самостоятельно спевших и сплясавших свои роли. Но в нем отчетливо не хватает ощущения значительности. Очередной всплеск интереса к жанру мюзикла эта картина, возможно, и вызовет, но по-настоящему смазать карту кинематографического будня ей вряд ли удастся. Лет через десять о «Чикаго» будут вспоминать только в связи с оскаровским триумфом: в данном случае не призы подтверждают значительность произведения, а наоборот -- факт получения «Оскаров» делает фильм значительным. Трудно представить себе человека, для которого этот фильм стал бы настоящим эмоциональным потрясением. Это шоу -- высококачественное, но не претендующее на то, чтобы остаться в веках. Вкус сезона, который теперь будет довольно странно выглядеть в пантеоне истинных шедевров, увенчанных «Оскарами». К слову, даже «Эвита» (1996) Алана Паркера, некогда прокаченная академиками по всем статьям, выглядела бы там куда более уместно.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ