|
|
N°52, 25 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефтяные сценарии для России
Сегодня Россия демонстрирует высокие темпы роста добычи нефти, ставшие для многих настоящим сюрпризом. Но стоит вспомнить, что еще не так давно Советский Союз производил более 624 млн тонн нефти в год, или на 40% больше добычи Саудовской Аравии в 2000-м. Причем 570 млн тонн нефти (с газовым конденсатом) добывалось в границах современной России. Поэтому для специалистов и руководителей нефтегазового бизнеса России достижения последних лет не более чем возврат утраченных позиций.
Главные причины такого быстрого роста добычи нефти -- это верная законодательная база, заложенная в предшествующие годы; правильно проведенная в начале 90-х годов реформа отрасли и создание крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний; формирование в России достаточно благоприятного инвестиционного климата; хорошая конъюнктура мировых рынков и высокие мировые цены на нефть.
Именно эти причины вызвали рост инвестиций в нефтяную отрасль России. Только за 1999--2001 годы они увеличились в 2,3 раза. В прошлом году объем инвестиций также был высокий, что обеспечивает необходимый задел на будущее. Более того, и в текущем году ведущие компании намечают сохранить значительные инвестиции в развитие отрасли.
Рост инвестиций привел к увеличению объема эксплуатационного бурения, ускорению ввода в эксплуатацию новых нефтяных скважин и капитального ремонта простаивающих, и главное -- к активному использованию различных методов воздействия на пласты, за счет которых в 1999--2002 годах была обеспечена основная часть прироста добычи в крупнейших нефтяных компаниях страны.
Вполне обоснованно говорить о качественных изменениях российской нефтяной промышленности. Она становится эффективнее, динамичнее. За последние два--три года издержки при добыче нефти, по данным ведущих компаний, сократились на 30--60%.
Однако следует учитывать, что рост добычи нефти в России в последние годы происходит в основном за счет действующих и открытых ранее месторождений, на уже созданной инфраструктуре, поэтому и потребность в инвестициях была достаточно низкой.
С ростом добычи нефти быстро начал увеличиваться и ее экспорт. В 2002 году он достиг, по предварительным данным, 183 млн тонн (что на 26 млн тонн больше, чем в 2001-м). При этом 33 млн тонн нефти было вывезено на Украину, в Белоруссию и Казахстан, остальное -- в страны дальнего зарубежья. Россия выступает и одним из крупнейших в мире экспортеров нефтепродуктов. В 2002 году их вывоз достиг рекордной величины -- около 90 млн тонн. В итоге масштабы экспорта жидкого топлива сегодня превышают уровень, который мы имели в советское время. При этом Россия может наращивать свой потенциал мирового поставщика, для чего ей потребуется повысить пропускную способность действующих экспортных терминалов и создать новые на севере и востоке страны.
Благоприятная ценовая конъюнктура внешних рынков в сочетании с позитивными внутренними факторами создала определенную иллюзию того, что основные проблемы отрасли решены и можно рассчитывать на дальнейшее ее поступательное развитие. Так, в текущем году добыча нефти в стране ожидается на уровне 400--420 млн тонн, в 2005-м может составить около 450 млн тонн, а к 2010-му не исключают и достижение уровня 550--570 млн тонн. Правда, есть и куда более осторожные прогнозы.
Насколько оправданны такие ожидания? Есть ли под ними достаточно прочная база? Ближайшую перспективу, два--три года, будет определять прежде всего уже созданный потенциал отрасли, который имеет определенные резервы развития. Поэтому при благоприятных условиях Россия действительно сможет в этот период дополнительно нарастить добычу и экспорт нефти при соответствующем развитии экспортной инфраструктуры. В эти же годы продолжатся процессы укрепления и укрупнения основных российских нефтяных компаний за счет поглощения более мелких, а также сращивания их с международными компаниями и упрочения позиций последних в России.
В отдаленной же перспективе -- на период до 2010 года и тем более до 2020 года -- возможны различные сценарии развития. При устойчивом сочетании благоприятных условий, что, откровенно говоря, выглядит маловероятным, добыча нефти в стране может оказаться в верхнем диапазоне прогнозов. Тогда осуществится целый ряд инфраструктурных проектов, и дополнительные поставки российской нефти пойдут не только в Европу, но и в США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем самым реализуется глобальная модель развития российской нефтяной промышленности, причем участие в этом процессе не только российских, но и зарубежных нефтяных компаний -- одно из непременных условий ее успешности. Ведь в этом случае потребуется дополнительно разведать и ввести в эксплуатацию месторождения в новых нефтегазовых районах и провинциях (в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфе арктических морей и в других регионах). Стоимость подобных работ, по самым осторожным оценкам, составит сотни миллиардов долларов.
Между тем наиболее вероятный сценарий связан с сочетанием благоприятных и неблагоприятных условий, в которых будет реально развиваться эта отрасль, в результате чего динамика добычи нефти в России будет ближе к среднему диапазону современных прогнозов. При этом глобальная направленность экспортных поставок нефти в результате реализации новых инфраструктурных проектов сохраняется, но масштаб их будет меньше. Соответственно, снизится и потребность в инвестициях для освоения и развития новых районов и провинций -- Тимано-Печоры, Северного Каспия, Красноярского края и Дальнего Востока.
Повысить степень вероятности этого сценария и даже приблизить уровень добычи нефти в России к возможному верхнему значению могли бы, во-первых, скоординированные действия основных мировых экспортеров и импортеров нефти по формированию так называемых «справедливых» цен на нефть, приемлемых для потребителей, стимулирующих дальнейшие шаги в сторону повышения энергоэффективности и обеспечивающих стабильное развитие нефтяной отрасли. В нашем представлении сейчас таким ценам соответствует диапазон 21--25 долл. за баррель.
Во-вторых, признание зарубежными инвесторами того факта, что инвестиционный климат в России стал достаточно благоприятным, в результате чего они могли бы приступить к масштабным инвестициям в нефтяной сектор страны в условиях сложившегося национального налогового режима.
В-третьих, переход от модели экспорта нефти к модели освоения российскими компаниями рынка конечной продукции в зарубежных странах.
К сожалению, нельзя исключать и кризисного варианта развития нефтяной промышленности России под влиянием военных действий США и их союзников в Ираке. Войны -- всегда нестабильность, а война в зоне Персидского залива -- нестабильность вдвойне. Поэтому в таких условиях, безусловно, можно ожидать скачков мировых цен на нефть от сверхвысоких до сверхнизких. Такая динамика цен подрывает главное -- возможность привлечения долгосрочных инвестиций. И в условиях нарастающей глобализации этот процесс коснется всех, в том числе и Россию. При таком сценарии в России не только не реализуются инфраструктурные проекты по масштабным поставкам нефти в США и на другие новые для нас рынки, но и существенно может снизиться достигнутый уровень экспортных поставок нефти, прежде всего в страны Европы.
Юрий ШАФРАНИК, президент фонда «Мировая политика и ресурсы»