|
|
N°52, 25 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что изменилось в мире и что изменилось для России после начала боевых действий в Ираке?
Андрей Федоров, директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике, председатель Фонда политических исследований и консалтинга:
-- В мире возникло общее понимание того, что старая эпоха уходит в прошлое и что механизмы ООН больше не будут восприниматься как истинно эффективные, что ООН потихонечку будет трансформироваться из политической организации в организацию, которая будет заниматься гуманитарными проблемами. И второе, что следует отметить, -- в целом реакция в мире гораздо более спокойная, чем ожидалось. Конечно, есть некие антивоенные выступления, но в целом реакция довольно сдержанная, не говоря уже о нашей стране. Для России изменилось одно -- с 20 марта нам будет все теснее и теснее в одной лодке с американцами.
Леонид Ивашов, генерал-полковник, вице-президент Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ:
-- Америка потерпела серьезнейшее политическое поражение, впервые после второй мировой войны столкнувшись с международной изоляцией. Ситуация складывается таким образом, что, по сути дела, буквально два-три государства можно считать сегодня союзниками США в этой коалиции. Остальные, например Шеварднадзе, только дискредитируют Америку, другие слишком маломощные. Но даже в этих 35 государствах, которые американцы считают антииракской коалицией, народы выступают категорически против войны. США втянулись в авантюру и получили тяжелейший изоляционистский удар. Это обстоятельство накладывает и отпечаток на ход боевых действий. С одной стороны, США хотят молниеносной войны, а с другой -- мощный международный протест сдерживает активность боевых действий. Американцы страшно бояться жертв среди мирного населения, больших разрушений, так как все это будет наращивать протестные акции. И здесь возникает вопрос, что будет, если США увязнут в Ираке, какой они найдут выход? Мне кажется, что та команда, которая сейчас доминирует в администрации американского президента, может подтолкнуть США на применение ядерного оружия, что еще больше усилит изоляцию США.
Для России же в результате войны изменилось многое. Главное -- этот, казалось бы, региональный конфликт, приобретает черты глобального, сотрясающего устои той мировой политической системы, которая сложилась после второй мировой войны. Кроме того, этот конфликт разрушает систему безопасности и девальвирует международные органы, раскалывает региональные международные структуры. Россия как постоянный член Совбеза теряет свою роль и престиж в международных делах: не смогла остановить войну, не может активно влиять на мировую политику и т.д. Кроме того, Россия еще более теряет уверенность в своей собственной безопасности. Поэтому сегодня России необходимо сосредоточиться на двух главных направлениях. Во-первых, стараться сохранить и реанимировать структуру международных организаций, отвечающих за безопасность. Возможно, их надо модернизировать, но сохранить необходимо. Во-вторых, всерьез задуматься о своей национальной безопасности. Проанализировать реальную, а не виртуальную ситуацию, в которой плавают многие наши военные чиновники, и предложить программу необходимых мер по восстановлению боеспособности армии, спецслужб и других силовых структур.
Андрей Вавилов, сенатор, научный руководитель Института финансовых исследований:
-- Время, прошедшее с начала военной операции в Ираке, показало, что наибольшие изменения происходят сейчас в военной и политической сфере. Экономическая фаза операции, видимо, еще не вступила в активную стадию. Пока рынки реагируют понижением цен на нефть до минимального за последние четыре месяца уровня -- в пятницу в Лондоне баррель нефти марки Brend стоил 24,8 долл. Паники на рынках нет. Дальнейшее развитие событий на мировых рынках будет зависеть от того, насколько быстро США смогут подойти к завершающей стадии военной операции. Именно тогда станет понятно, по какому пути пойдет развитие мировой экономики в контексте этой войны. Я думаю, что к этому времени США уже в той или иной форме дадут понять миру, как они намерены распорядиться иракской нефтью. Для России это будет очень важный момент, так как мы сможем понять, насколько будут учитываться интересы России в новом мировом раскладе.
Вообще, с этической точки зрения и с точки зрения международного права нельзя оправдать использование войны как способа решения экономических проблем, но, как ни парадоксально, эта война может привести к росту экономики США, затем -- стран Юго-Восточной Азии, а затем и к росту в зоне евро и в России.
Евгений Кожокин, директор Российского института стратегических исследований:
-- Во-первых, никогда еще после второй мировой войны в столь очевидном виде не нарушались ключевые принципы международного права. Во-вторых, в столь откровенной форме никогда не было такого игнорирования механизма Совета Безопасности. В-третьих, столь масштабных выступлений против руководства Соединенных Штатов мир не видел со времен войны во Вьетнаме. Вот принципиально новые моменты, проявившиеся буквально на следующие сутки после начала войны.
Что касается России, то она сейчас стоит перед жестким выбором. Россия заняла принципиальную и, можно даже сказать, нравственную позицию. В данном случае принципы нравственности и международного права совпали. Но это тяжелый выбор, так как ему нужно внутреннее соответствовать и с точки зрения способности нации мобилизовываться в критические моменты, и с точки зрения способности правящего класса быть ответственным классом. Этот кризис и выбор, который осуществило руководство страны, будет способствовать отрезвлению правящего класса, осознанию своей ответственности. Иракский кризис на самом деле касается любого человека, который является, говоря старым советским языком, начальником. Является ли он руководителем в бизнесе, когда от него зависят 200 или 1000 человек, или является он начальником в госаппарате, где от него зависит, как будет функционировать департамент, насчитывающий 30 или 100 человек. Осознание опасности, необходимости выбора -- оно сейчас придет или не придет. Если придет, то Россия, получившая от Советского Союза наследство, которое позволяет ей и в новых условиях обеспечивать свою безопасность, будет поступательно развиваться. В противном случае у нас не будет ни нормального экономического развития, ни безопасности.
Подготовила Ольга КОЛЕВА