|
|
N°51, 24 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Технические неполадки блицкрига
Союзники почувствовали в Ираке горечь потерь
На пятый день войны тон победных реляций из Вашингтона и Лондона изменился. Виной тому стал ход боевых действий в Ираке. Даже министр обороны США Дональд Рамсфелд -- непреклонный сторонник войны, ястреб, желающий искоренить наконец в американцах «вьетнамский» синдром, -- вдруг вспомнил Женевскую конвенцию по обращению с военнопленными. И заговорил непривычным для него языком. «Незаконно предпринимать по отношению к военнопленным действия, унижающее их достоинство», -- заявил он.
На «железного» министра обороны США произвел впечатление показанный по иракскому телевидению допрос пятерых пленных американских солдат из военно-технического подразделения. Их взяли в плен на юге Ирака возле города Насирия. Среди пленных оказалась одна женщина - негритянка из Техаса, родного штата президента Буша. Кроме того, иракцы сообщили о пленении еще 20 американских парашютистов, десантированных в районе Багдада и попавших в засаду.
Министр Рамсфелд всегда считал паническое неприятие американцами собственных потерь недостойным наследием прошлого. Тем не менее, от крови и пластиковых мешков с трупами соотечественников (вчера на родину в США был отправлен первый самолет с 15 телами погибших и 20 ранеными) не отмахнешься так же легко, как от надоевшего американцам Совбеза ООН. Количеством жертв (среди оккупационных войск, конечно, а не среди иракцев) и будет определяться поведение Белого дома на время военной кампании.
Накануне начала боевых действий высокопоставленный американский военный в Москве пояснил газете «Время новостей» идеальное для американцев соотношение потерь в войне: «Десятки американских военнослужащих, сотни гражданских иракцев, тысячи иракских солдат». Первые же дни боев показали -- уложиться в идеальные пропорции невозможно. Достаточно увидеть на телеэкране массированные бомбардировки городских районов и зарево над Багдадом.
«Мы ищем другие варианты освобождения иракской столицы с целью избежать жертв», -- заявил вчера британский министр обороны Джефф Хун. Он отнюдь не имел в виду жертвы среди союзников. А это значит, что Багдад будут бомбить еще сильнее. Значит, жертв среди мирных иракцев будет еще больше. Не случайно же и президент Буш и министр Рамсфелд так часто обвиняли Багдад в использовании в целях обороны «живых щитов» -- общественное мнение готовилось к последствиям массированных бомбардировок густонаселенных городских кварталов.
Накануне войны министр Рамсфелд самолично обозначил идеальные временные рамки блицкрига в Ираке - шесть дней. Первые бои показали - блицкриг может не получиться: иракская армия не сломлена, ПВО не уничтожены, руководство страны не деморализовано. А сообщения о том, что в первые же дни союзниками захвачены города Умм-Каср и Басра на юге, впоследствии не подтвердились. В их окрестностях развернулись ожесточенные бои.
Коррективы в победоносные донесения внес все тот же британский министр Хун. По его словам, войска союзников просто решили не брать Басру (якобы иракские регулярные части бежали из Басры и там остались только спецслужбы) и двигаться на Багдад. По информации британских военных источников, начало операции по взятию иракской столицы планируется на вторник.
Вчера военная пропаганда стоила жизни британским журналистам: поверив победным сводкам, они передвигались по дороге между якобы освобожденными городами Басра и Умм-Каср, и неожиданно попали под обстрел иракцев. Одному журналисту удалось выйти из переделки невредимым, два других и переводчик погибли. Сообщается также, что под Басрой погиб журналист, могущий оказаться российским гражданином. Пока лишь известно, что он был аккредитован в Кувейте и вошел на территорию Ирака вместе с американскими войсками.
Затяжная война может вызвать обострение во всем регионе. Демонстрации протеста проходят во всем мире, но в Персидском заливе они особенно опасны -- в Бахрейне они привели к ожесточенным столкновениям с полицией. Вчера произошел взрыв у штаб-квартиры американского командования в Катаре, откуда осуществляется руководство военной операции в Ираке. Военные объяснили случившееся технической неполадкой - взрывом газового баллона. При взрыве никто не пострадал. Война разрастается.
Андрей ЗЛОБИН