|
|
N°51, 24 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Очередь за конституцией
Явка на референдум в Чечне оказалась неожиданно высокой
Уже к 2 часам вчерашнего дня довольный глава чеченской администрации Ахмад Кадыров объявил, что референдум по Конституции Чеченской республики состоялся - половина избирателей Чечни к тому времени уже проголосовала. Народ на избирательные участки шел на удивление бойко, так что опасения срыва референдума не оправдались. Более того, на многих участках к урнам даже образовались очереди из желающих проголосовать. Глава избиркома Чечни Абдул-Керим Арсаханов объяснил это так: «Менталитет нашего народа таков, что если он объединится вокруг какой-то идеи, то он уже не знает путей отступления». Даже в районах, где большинство чеченцев принадлежит к наиболее непримиримым тейпам, явка было неожиданно высокой. Так, в Зекир-Юрте, родовом селении Аслана Масхадова, еще до полудня на участки пришли 60% избирателей, а на родине Басаева, в райцентре Ведено, к трем часам дня проголосовало 85% жителей. К 18 часам явка в целом по республике достигла 79,63%. Так что первая задача организаторов - обеспечить массовое голосование - была выполнена неожиданно легко.
Ночь накануне референдума прошла напряженно. Комендатура республики считает, что этой ночью сепаратисты в последний раз могли заявить о себе. В Гудермесе их ждали во всеоружии. «Пусть приходят, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» командир роты специального назначения комендатуры Чечни бывший бригадный генерал Ичкерии Сулим Ямадаев. -- Если бы я был на их месте, я бы обязательно пришел. Уже завтра они останутся полностью вне закона». Его старший брат Халед Ямадаев возглавляет республиканский исполком партии «Единая Россия». «Чеченцы впервые сами принимают себе Конституцию, у Ичкерии тоже была Конституция, но она не действует. Вот вчера в Шали сожгли школу - это действие конституции Ичкерии», -- говорит он. Этот поджог был не единственным инцидентом перед выборами. В ночь на субботу около 40 боевиков напали на избирательный участок села Ялхой-Мок Курчалойского района. Бандиты разоружили шестерых сотрудников милиции, в том числе и замначальника местного РУВД Алхаджи Хадашева. Кроме того, были нападения на избирательные участки в Валерике, Гикало и Старых Атагах. Однако в день самого голосования никаких серьезных вооруженных вылазок не произошло.
Все в Чечне понимают, что жизнь после голосования не изменится в одночасье, но люди очень устали от войны, поэтому к урнам вчера действительно выстраивались очереди. Горный райцентр Курчалой уже к полудню проголосовал наполовину. «Приходят люди, которые в 1995-96 годах воевали за Ичкерию», -- говорит Марина, сотрудник Ножай-Юртовской избирательной комиссии. В Ножай-Юрт в день голосования приехал премьер правительства Чечни Анатолий Попов, вокруг которого сразу же вырос стихийный митинг. Г-н Попов объяснял жителям, что чудес не будет, но после референдума, восстановление пойдет более быстрыми темпами. «Это похоже на старые советские праздники, вроде 1 Мая, -- говорит один из сотрудников местной избирательной комиссии. - Народ очень соскучился по большим праздникам».
У международных наблюдателей, присутствовавших на референдуме, никаких серьезных претензий не возникло. К примеру, Храир Бальян, представляющий ОБСЕ, заметил, что работники избирательных комиссий Чечни, готовившие и проводившие референдум, «проделали героическую работу». Г-н Бальян высказал уважение рядовым избирателям, которые «пошли голосовать, несмотря на угрозы физической расправы». Избирком обещает подвести предварительные итоги голосования уже в понедельник. Однако, похоже, уже никто не сомневается, что конституцию можно считать принятой. Осталось только благополучно подсчитать бюллетени, а потом выполнить самую сложную задачу -- сделать так, чтобы новый основной закон действительно вступил в силу.
Возможно, этому поможет амнистия, о которой в воскресенье опять говорил Ахмад Кадыров. Он заявил, что среди боевиков много тех, «кто обманом был втянут» в вооруженную борьбу, и их можно вернуть к мирной жизни. По словам Кадырова, в администрации президента России сочли, что эта идея «заслуживает внимания». А высокопоставленный кремлевский чиновник сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что хотя амнистию нельзя провести по национальному или территориальному признаку, такую идею Кремль «не отвергает».
Владимир ДЗАГУТО