|
|
N°51, 24 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Государство не учит стрижке собак»
Руководитель Центрального российского дома знаний Игорь ЗАЙЦЕВСКИЙ утверждает, что частные курсы переподготовки и повышения квалификации способны более гибко реагировать на потребности рынка и населения.
Негосударственный сектор в сфере дополнительного образования привлекателен прежде всего своей гибкостью к потребностям рынка и более узкой специализацией. У нас есть курсы и темы, которые не могут представить государственные учреждения. Они же, как правило, работают по программам, которые есть в основном вузе. И эти программы утверждаются, как правило, на несколько лет вперед. Соответственно, при экономическом вузе практикуются дополнительные программы по экономике, при техническом -- технологические курсы. А что касается узкопрофильной подготовки, например по полимерам, пайке или -- совсем из другой области -- стрижке собак или пчеловодству, на государственных курсах найти их довольно трудно.
Наш центр, к примеру, кроме популярных и востребованных населением учебных программ (бухучет, 1С, менеджмент, начальное образование на ПК) давно занимается узкоспециальными программами, связанными с промышленностью. Другой пример: мы читаем курс по правотворческой деятельности. Во многих бюджетных институтах есть правоведение, но правотворческой, правоприменительной деятельности не обучают.
В общем, если будет спрос, мы можем найти преподавателей и наладить переподготовку или обучение практически по любой специальности. При этом негосударственные центры дополнительного образования не ограничивают себя только узкими программами, а имеют возможность совмещать и широкий, и узкий профиль, реагируя на потребности рынка и населения. Да и больше мелких удобных услуг мы способны оказать. Мы также более свободны в вопросах выбора преподавателей, поскольку можем позволить себе платить другие зарплаты.
С другой стороны, у так называемого частного сектора есть и недостатки. Например, государственные курсы переподготовки лучше обеспечены площадями и техническими средствами. Поскольку они используют базу «родительского» института. У потенциальных слушателей наших курсов, услышавших слово «негосударственный», неизбежно встает вопрос о риске, о качестве предоставляемых услуг. «Частники», как правило, не имеют государственной аккредитации, выдают диплом установленного образца конкретного учебного учреждения. Следовательно, контроль за такими структурами меньше. И выше риск столкнуться с недобросовестностью. Вопрос качества регулируется в некоторой степени лицензированием. Для получения лицензии организация, занимающаяся дополнительным профессиональным образованием, должна представить программы повышения квалификации как минимум на 72 часа. Эта процедура необязательная, есть множество краткосрочных курсов, работающих без лицензии. Но этот документ дает льготы по НДС. И даже самые неинициативные образовательные центры все же стремятся соответствовать стандартам.
К сожалению, у нас есть и другие нерешенные вопросы, из-за того что пока отсутствует закон о дополнительном профобразовании. Президент наложил на него вето. Но, возможно, законодатели к этой теме еще вернутся. Либо в рамках законопроекта о просветительской деятельности, либо примут поправки к основному закону об образовании.
Подготовил Кирилл ВАСИЛЕНКО