|
|
N°51, 24 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Симметрия плохого и хорошего
На днях -- без шума, криков и пиара -- на прилавках магазинов появился новый альбом самой известной в России современной украинской группы, львовского квинтета «Океан Эльзы» «Суперсиметрiя» («Мистерия звука»). «Океан Эльзы» были мною всегда безмерно уважаемы за интеллигентность, наличие драйва и отсутствие позы. Пару лет назад наша газета даже назвала их не то «группой года», не то «альбомом года». В такой оценке мы были, впрочем, не одиноки. Но это тогда. Сегодня все не так, и хотя альбом известной группы по инерции попал в чарты крупных магазинов, ничего, кроме недоумения, альбом этот вызвать не может. Сказать, что «Суперсиметрiя» -- плохой альбом, нельзя, сказать, что хороший... Судите сами: первая же песня -- «Кiшка» -- просто неприлично напоминает позапрошлогодний хит «Океана» «911» («Дэвет одын одын»). Очевидно, что музыканты и продюсеры пытались достичь стилистического и звукового разнообразия -- по их словам, альбом записывался в многочисленных студиях, с участием большого количества приглашенных музыкантов и оркестра. Однако результатом стало почти полное отсутствие легкости, «воздуха». Переизбытка собственно музыки (песенных мелодий и изобретательных партий инструментов) тоже не наблюдается -- удачные моменты, «фишки» и «хуки» приходится вылавливать из более чем бледной музыкальной ткани, расцвеченной пафосными аранжировками. Впрочем, схваченный за хвост удачный мотив все равно стремительно убегает, как петля на колготках. И украинский язык, малопонятная русскому человеку напевная мова, больше не несет никакого романтического флера.
Второй (или первый официальный российский) альбом «Океана» «Я на небе був», спродюсированный выпускником калифорнийского колледжа Беркли, маститым Евгеном Ступкой, получился очень задорным и рок-н-ролльным. Правильным европейским без всяческих претензий. За что и был любим людьми. Однако с третьего альбома («Модель») музыканты взяли курс на кошмарное продюсирование. И хотя на нынешнем альбоме «океаны» сменили выпускающий лейбл (до этого их выпускал оплот «нашего нового рокапопса» «Реал рекордс»), новый альбом унаследовал концепцию предыдущего, став еще более пафосным и еще менее мелодичным.
В принципе эклектика -- это хорошо. Но когда такая группа, как «Океан Эльзы», играет что-то, что можно назвать «хард-роковым романсом» («Ледi»), -- это уже слишком.
Ну вот песня «Майже весна» как будто бы ничего. Во всяком случае сезону соответствует...
Александр БЕЛЯЕВ