|
|
N°51, 24 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шумные похороны демократии
Полиция США арестовывает противников войны
Сразу же после начала боевых действий США против Ирака американская полиция по всей территории страны перешла на чрезвычайное положение. Отменены отпуска и отгулы, на патрулирование обязали выходить всех, включая делопроизводителей и писарей, а рабочая смена каждого сотрудника полиции продлена до 12 часов. В основном полицейские разбираются с участниками антивоенных протестов, которые охватили Америку с первых же часов войны.
Как заявил газете «Время новостей» координатор национальных выступлений против войны в Ираке Гордон Кларк, акции протеста состоялись в 500 американских городах, включая Вашингтон и Нью-Йорк. Они организованы объединенными усилиями 55 различных общественных организаций, изобретательны и многообразны. Студенты Гарвардского университета и многие преподаватели покинули учебные аудитории в знак несогласия с войной. Полторы тысячи их коллег из не менее престижного университета Беркли в Калифорнии устроили сидячую забастовку. В Филадельфии около сотни демонстрантов арестованы после того, как попытались блокировать вход в правительственные здания. В Чикаго 10 тысяч протестующих перекрыли в вечерний час пик одну из главных городских артерий, Лейк-Шор-драйв.
«В наши дни это достойное число для антивоенной акции, -- заявил 30-летний чикагский библиотекарь Брайан Харрис. -- Я протестовал здесь еще против первой войны в Заливе, но сегодня народу намного больше». В Нью-Йорке в субботу 40 тысяч демонстрантов начали антивоенный марш по Бродвею, а к концу шествия толпа насчитывала уже до 200 тысяч человек. Среди них было несколько голливудских знаменитостей -- актеры Рой Шайдер и Осси Дэвис, а также певица Пэтти Смит.
В Вашингтоне в первые два дня войны акции протеста, свидетелем которых был корреспондент газеты «Время новостей», проходили, несмотря на проливной дождь. Десятки демонстрантов приковали себя к ограждениям на двух мостах через Потомак, вызвав огромные пробки. Когда полиция пригрозила им арестом, они, в том числе и совсем маленькие дети, переместились в центр города, к Белому Дому. На колясочке безмятежно спящей трехлетней Марго Блок висел рукописный плакатик: «Будем добрыми, будем жить в мире». Демонстранты ложились на тротуары и обводили себя мелом, как обводят трупы жертв преступлений, или разбрызгивали вокруг себя красную краску как символ невинно пролитой крови.
Корреспонденту газеты «Время новостей» довелось также присутствовать на «похоронах демократии», устроенных студентами Мэрилендского университета. Группе из 70--90 человек с гробом этой самой демократии охрана, конечно, не дала войти в здание университета, и тогда все участники, символизируя жертв войны, упали прямо на мокрую от дождя землю. К студенческой акции протеста присоединился мистер Краузе, который, по его словам, шел помолиться в церковь неподалеку. «После войны в Ираке безопасность в мире уменьшилась, -- сказал он. -- Страны, которым мы угрожаем, пожалуй, захотят ударить первыми».
Вашингтонская полиция (прошлой осенью правозащитники ее сурово критиковали за массовые аресты во время очередной полугодовой конференции Всемирного банка и Международного валютного фонда) на этот раз вела себя деликатно. За три дня задержаны всего 26 человек. Зато в Сакраменто и Санта-Розе (Калифорния) были арестованы соответственно 30 и 50 человек, в Балтиморе -- 45 человек, а в Чикаго -- 65 человек за одни только сутки.
Но в Сан-Франциско полиция действительно трудилась с полной нагрузкой. Там демонстранты садились прямо на мостовую, их окружали другие, прикрывая от машин и полиции, и скандировали: «Люди! Мы вас любим! Демонстранты! Вы герои!» За создание препятствий дорожному движению, неповиновение полицейскому офицеру и пересечение полицейских ограждений арестам подверглись 1300 человек в четверг и 900 -- в пятницу. Но, пройдя процедуру установления личности и освобождения под залог, многие снова возвращались в ряды протестующих. Помощник начальника полиции Сан-Франциско Алекс Фэйган сокрушался, что на разгон демонстраций его департамент потратил 450 тысяч совершенно не запланированных бюджетом долларов.
Во времена войны во Вьетнаме демонстрации протеста собирали и свыше миллиона участников. К тому же на этот раз параллельно с антивоенными акциями проходили и мероприятия в поддержку президента Буша, хотя и гораздо менее внушительные. Полицейским пришлось позаботиться, чтобы эти два потока ненароком не пересеклись. К счастью, до сих пор отношения выяснялись только словесно. В Чикаго противники войны скандировали: «Убийцы, убийцы, убийцы!», а ее сторонники не менее дружно отвечали: «Идиоты, идиоты, идиоты!»
Попавшие же в пробку автомобилисты первые пять--десять минут сигналили в знак солидарности, но через полчаса они уже люто ненавидели всех протестующих, из-за которых не могли попасть ни на работу, ни домой. «Мы уже устали от всех этих протестов, -- говорил мне около Белого Дома сторонник войны в Заливе, держа в руках увеличенную фотографию друга, морского пехотинца. -- Я их не понимаю». Но организаторы антивоенного движения полны оптимизма. «Это только начало, -- заявляют представители самой большой группы несогласия ANSWER. -- Мы не остановимся, пока не закончится эта война».
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон